Силовое отделение (вид на силовую установку):
1 — масляный трубопровод; 2 — уравнительный бачок системы смазки;
3 — трубопровод, соединяющий масляные баки с картером двигателя;
4 — воздухопровод; 5 — топливные баки; 6 — правый водяной радиатор; 7—пробка заливного отверстия масляного бака; 8 — правый масляный бак; 9 — подвеска;
10 — шахта; 11 — стяжка; 12 — пробка заливного тройника; 13 — двигатель; 14 — водяной трубопровод;
15 — левый масляный бак; 16 — левый водяной радиатор; 17—масляный радиатор.
Силовое отделение (вид на силовую передачу):
1 — бортовой фрикцион с тормозной лентой; 2 — коробка передач; 3 — главный фрикцион; 4 — электростартер; 5 — пусковое реле; 6 — бортовая передача; 7 — левый кормовой топливный бак; 8 — левый воздухоочиститель; 9 — воздухопровод; 10— калорифер;
11 — вентилятор; 12 — выпускная труба; 13 —правый воздухоочиститель; 14 — правый кормовой топливный бак.
Приведу некоторые регулировочные размеры, которые необходимо было соблюдать: по главному фрикциону — эксплуатационный свободный ход продольной тяги привода 12—15 мм; по бортовому фрикциону — эксплуатационный свободный ход тяги привода 9—12 мм; по тормозной ленте — зазор при незатянутом тормозе между тормозной лентой и барабаном 1,5—2,5 мм, что соответствовало ходу продольных тяг тормозов 65—70 мм. Все это требовало от каждого члена экипажа не только хорошего знания материальной части, но и умения быстро и грамотно выполнять свои обязанности.
Кормовая часть корпуса:
1 — верхний кормовой лист; 2 — нижний кормовой лист; 3 — буксирный крюк; 4 — картер бортовой передачи; 5 — петли верхнего кормового листа; 6 — петля крышки люка; 7 — крышка люка;
8 — болты, крепящие верхний кормовой лист;
9 — броневой колпак выпускных труб; 10 — трубки для подводки
электропроводов к запалам дымовых шашек; 11 — сетка над жалюзи; 12 — петля сетки;
13 — кронштейны для крепления наружных топливных баков; 14 — кронштейны для крепления дымовых шашек; 15 — замки для сбрасывания дымовых шашек.
О достоинствах и преимуществах «тридцатьчетверки» уже много и справедливо сказано. Но надо иметь в виду, что у нее, как и у всякой вынужденно «упрощавшейся» машины, было и немало недостатков, весьма чувствительных для экипажей и ремонтников. Танк имел очень «жесткую» подвеску без амортизаторов (резиновый буфер ограничения хода опорного катка вверх и смягчения удара балансира в корпус танка не в счет). Сильная вибрация корпуса, многократно усиленная гусеничным движителем с гребневым зацеплением, вызывала кроме усталости экипажа еще частое ослабление крепления основных агрегатов и узлов танка, его многочисленных сливных и заливных пробок и лючков, а также протечки в топливных, масляных и охлаждающих системах двигателя. Этому способствовало несовершенство соединительных и уплотнительных элементов этих систем, взять хотя бы соединительные элементы различных дюритов1, состоящие из металлической ленты, рамки и шплинта. Это приводило также к частым нарушениям регулировки органов управления.
Очень тяжелой была операция по ремонту и натяжению гусеницы, учитывая, что ее вес составлял 1150 кг (72 трака).
Чтобы получить доступ к основным агрегатам, трубопроводам, тягам и т.д., необходимо было снять или откинуть многие надмоторные и кормовые люки и бронированные листы. Например, при замене двигателя снималась надмоторная крыша, водяные и масляный радиаторы, моторная перегородка. Остальные операции были связаны с отсоединением приводов и датчиков всех систем от двигателя. К этой работе привлекалась квалифицированная бригада ремонтников при участии одного—двух членов экипажа, и выполнялась она за 8—10 ч.
Днище корпуса:
1 — днище; 2 — пробка лючка для слива топлива из бортовых баков; 3 — пробка лючка для слива масла; 4 — пробка лючка для слива топлива из кормовых баков; 5 — отверстие для слива воды; 6 — колпак под вентилятором; 7 — крышка лючка для слива масла из коробки передач; 8 — крышка люка под двигателем; 9 — пробка для слива масла из бортовой передачи; 10 — вырез шахты; 11—кронштейн направляющего колеса; 12 — крышка люка запасного выхода; 13 — нижний носовой лист; 14 — крышка лючка для выпуска продуктов сгорания из подогревателя.
Очень важным этапом при замене двигателя была его центровка с КПП, которая требовала специальных приспособлений, а также квалифицированных мастеров и значительного времени.
![]() |
![]() |
Крыша над двигателем. |
Привод жалюзи воздухопритока над радиатором |
' Дюритовый шланг, или «дюрит», — гибкий рукав, изготовленный из нескольких слоев прорезиненной материи, покрытый изнутри и снаружи слоем резины. Используется для гибких соединений трубопроводов.