Предыдущая Оглавление Следующая

LsT34035.jpg

Преодоление учебного препятствия «воронка».

LsT34036.jpg

Ходовая часть:
1
— ведущее колесо; 2 — упор; 3 — гусеница; 4 — опорный каток; 5 — балансир; 6 — планка; 7 — втулка; 8 —цапфа; 9 — шток; 10— пружина; 11 — гайка; 12 — палец траверсы; 13 — траверса; 14 — чехол; 15 — направляющее колесо.

Несколько слов о радиостанции 9РС, установленной на Т-34-85. Дальность связи была явно недостаточной и сильно зависела от рельефа местности. У меня был такой случай. Во время боевых стрельб на магдебургском полигоне у одного из танков отказал топливоподкачивающий насос, и командир роты оставил меня с экипажем на месте, а сам с остальными машинами вернулся в полк. И хотя расстояние между нами не превышало пяти километров, связь была прервана и я не мог доложить своему командиру о выполненном ремонте. Возвращался на танке ночью и даже ухитрился заблудиться. Но все обошлось.

Как правило, вновь прибывшие из училища молодые офицеры, командиры взводов, а также направленные из учебных подразделений сержанты (командиры танков и механики-водители) проходили подготовку на танках Т-54 и имели удостоверения механика-водителя 3-го класса. Такое удостоверение получил и я в академии в апреле 1957 г. В полку всем пришлось осваивать Т-34-85 и на них повышать свою квалификацию. Кроме того, в танковых подразделениях было распространено в то время соревнование по взаимозаменяемости экипажа, которое включало обучение вождению танков наводчиков и заряжающих.

Управление «тридцатьчетверкой» было нелегким делом и требовало от водителей больших усилий и выносливости. Например, усилие на рычагах управления — 20—25 кг, педали выключения главного фрикциона — 20 кг, переключение передач в КПП без синхронизаторов также требовало значительных физических усилий и сноровки.

В момент начала движения и торможения были неизбежны ушибы. Танкистов от травм спасали только шлемофоны. Предельно спартанская обстановка, никакого удобства. Даже фуражку практически некуда было положить (танковые береты ввели гораздо позже). Значительные вибрации, сильный шум от работающего без глушителя двигателя, лязг металлических гусениц, плохая видимость из закрытого люка механика-водителя и сильнейший сквозняк от вентиляторов при открытом люке только ухудшали условия управления танком Т-34. Повышать свою водительскую квалификацию приходилось на тех же танкодромах и по нормам танка Т-54 (днем и ночью).

В это время я переписывался со своим другом и однокурсником по академии, в то время «зампотехом» танковой роты в Прикарпатском ВО А.Я. Головкиным (будущий генерал-лейтенант), так он сообщал мне, что у него все механики-водители танков Т-54, да и он сам стали мастерами вождения, а у меня в роте (да и в батальоне) был всего один такой специалист. И это при том, что в то время в ГСВГ направлялись из «учебки» наиболее подготовленные сержанты.

Я стал механиком-водителем 1-го класса только в конце 1959 г. и, честно говоря, с большим трудом. Особо крупными препятствиями при сдаче нормативов были: колейный мост, габариты, «змейка», воронка. Причем танк Т-34 обладал одним общим для всех отечественных средних танков недостатком — большим «выносом» ствола пушки вперед как из-за относительно длинного ствола, так и из-за сильно выдвинутой вперед башни. Поэтому башню при преодолении некоторых препятствий и движении по трассе, чтобы не «зачерпнуть» стволом землю, необходимо было развернуть стволом назад. А в Т-34 это было сделать труднее, чем в других танках.

Вместе с тем трансмиссия, подвеска и ходовая часть танков Т-34-85 позволяли им уверенно соперничать в подвижности с боевыми машинами вероятного противника того времени на поле боя и совершать непревзойденные по дальности маршруты по любым дорогам и в любых условиях, при умелых действиях механика-водителя не уступая лучшему послевоенному отечественному танку того периода Т-54.

Об огневой подготовке

Огневой подготовке экипажа танка всегда придавалось первостепенное значение, и ею повседневно занимались командиры взводов и роты. Хорошие результаты стрельбы обеспечивались, в первую очередь, надлежащим техническим и боевым состоянием оружия (пушки и пулеметов), а также приборов прицеливания, и это проверялось при всех видах технического обслуживания. С особой тщательностью и точностью выполнялись работы по приведению пулеметов к нормальному бою по пристрелочной мишени и построению контрольных мишеней, а также выверке прицела, когда нулевая линия прицеливания согласовывалась с осью канала ствола пушки.

LsT34037.jpg

Приспособление для тренировки в стрельбе по движущимся целям с пантографом-укалывателем.

Предыдущая Оглавление Следующая