Юрий Желтоногин
С самого начала освоения космоса перед разработчиками встал вопрос о возвращении космонавтов-исследователей, а также научных, метеорологических, фотографических и других данных обратно из космоса на Землю, для чего были разработаны спускаемые аппараты (СА). Каждый из них имел свою форму и размеры, у каждого был свой процесс технологического обслуживания после посадки и другие специфические характеристики в соответствии с выполняемыми задачами.
При этом для доставки СА в место назначения возникает необходимость его поиска и эвакуации уже на Земле, так как даже на современном этапе развития вычислительной техники рассчитать точку посадки возможно с определенной погрешностью, которая вызвана целым рядом слабо прогнозируемых факторов (например: скорость ветра на различных высотах на всем протяжении спуска или абсолютная точность включения двигателей для схода с орбиты и их тормозной импульс). Для пилотируемых СА типа «Союз-ТМ» и «ТМА» такой разброс может составлять до ±400 км по самой трассе спуска и 60 км - боковое отклонение от трассы (например: отклонение «Союза ТМА-3» составило всего 7 км перелета по трассе, а «Союза ТМА-1» - недолет по трассе спуска 440 км и правое боковое отклонение 27 км), а для непилотируемых СА, вследствие их малых размеров и веса, - и еще больше. При этом спускаемый аппарат может приземлиться в степи, на болоте, пересеченной местности и даже в водоемах. Поэтому для поиска и эвакуации привлекаются авиационные, морские и наземные средства, выполняющие поисковые работы автономно или в составе поискового комплекса.
В качестве авиационных поисковых средств используются самолеты Ан-12 и Ан-24, вертолеты Ми-8, оснащенные соответствующим оборудованием. Для проведения наземного поиска спускаемого аппарата применяются специально разработанные для этих целей поисково-эвакуационные машины (ПЭМ) - машины высокой проходимости, а также аэросани и гусеничная техника.
Подготовка к эвакуации спускаемого аппарата. На заднем плане - ПЭМ-1.