Предыдущая Оглавление Следующая

MPSS003.jpg

Комплекс поисково-эвакуационных машин (КПЭМ) предназначен для поиска спускаемых аппаратов космических кораблей в труднодоступной степной, болотистой, лесистой и пустынной местности, на снежной целине, в акваториях внутренних водоемов, а также для эвакуации космонавтов, спускаемых аппаратов и капсул. В состав комплекса входят:
- поисково-эвакуационная пассажирская машина ПЭМ-1;
- поисково-эвакуационная грузовая машина ПЭМ-2;
- поисково-эвакуационная пассажирская машина (снегоболотоход) ПЭМ-3.

О разновидностях такой наземной поисково-спасательной техники - машинах типа ПЭМ - и пойдет наш сегодняшний разговор.

ПЭМ обеспечивают поиск и эвакуацию спускаемых аппаратов и их экипажей как автономно, так и во взаимодействии с поисковыми вертолетами (самолетами) в степной, пустынной, лесистой, болотистой местностях, на снежной целине и на акваториях внутренних водоемов в простых и сложных метеоусловиях, в дневное и ночное время суток.

Все ПЭМ по своим габаритам и массе рассчитаны для транспортировки любым доступным видом транспорта - от железнодорожного до воздушного, в качестве которого наиболее часто используются самолет Ан-12 и вертолет Ми-6. Следует отметить, что каждая ПЭМ предназначена для своих целей и имеет свою область применения.

Поисково-эвакуационные машины ПЭМ-1 и ПЭМ-2 созданы на заводе ЗиЛ и представляют собой плавающие автомобили высокой проходимости с колесной формулой 6x6. Корпуса машин выполнены из полиэфирной смолы, армированной стекловолокном. Рамы машин изготовлены из алюминиевого сплава АМГ-61. ПЭМ способны преодолевать водные преграды на плаву, перемещаться по рыхлому грунту с погружением колес до 0,5 м, по снегу - до 1 м, а болоту- до 0,7 м. В таких тяжелых условиях дальность хода может составлять до 200 км со скоростями от 7 км/ч по болоту до 40 км/ч по грунту.

С учетом этих характеристик основными областями применения этих машин являются степная пересеченная местность с незначительным количеством деревьев и большим количеством различных водных препятствий. При этом основной район базирования может находиться на расстоянии до 300 км от места поиска.

ПЭМ-3 изготовлена на специальных шнековых шасси из двух продольно расположенных многовитковых винтов, что позволяет ей развивать скорость до 15 км/ч по рыхлому снегу и болоту на расстоянии до 20 км. Однако по грунту и, тем более, по шоссе она двигаться не может. Поэтому основной областью ее применения остаются снежный покров до 1 м и заболоченная с мелкими водными преградами местность. К месту поиска ПЭМ-3 доставляется с помощью ПЭМ-2, которая снабжена кран-балкой грузоподъемностью до 3400 кг, используемой для подъема как ПЭМ-3, так и спускаемого аппарата в специальное ложе.

Основные тактико-технические данные машин комплекса ПЭМ

Характеристики

ПЭМ-1

ПЭМ-2

ПЭМ-3

Дальность хода, км (без дозаправки):

по шоссе

750-800

750

-

по грунту

400

200

-

по болоту

150

150

по воде

150

150

по снегу

150

150

Полная масса, кг

8355

11390

1650

Длина, м

9,25

9,25

4,0

Ширина, м

2,48

2,48

2,1

Высота, м

2,5

2,5

2,0

Максимальная скорость, км/ч:

по шоссе

60

60

-

по грунту

50

50

-

по болоту

7

7

12

на воде

8

8

13

по снегу глубиной до 70 см и по бездорожью в распутицу

15

15

25

Угол входа в воду

20°

20°

20°

Угол выхода из воды

20°

20°

20°

Тип водного движителя

Гребные винты

Гребные винты

-

Рабочая высота волны, м

до 0,5

до 0,5

Допустимый ветер при движении на воде, м/с

до 15

до 15

Масса машины (с экипажем и оборудованием), кг

8725

8725

2350

Грузоподъемность кран-балки, кг

-

3400

Экипаж, чел.

3

3

2

Число пассажирских мест: - сидя

8

-

2

-лёжа

3

-

1

Для выполнения поисковых работ используются все типы ПЭМ. Однако ПЭМ-3 применяется только в случае невозможности использования ПЭМ-1 и ПЭМ-2 в районе непосредственного поиска. Эвакуация экипажей осуществляется преимущественно на ПЭМ-1, так как она оборудована специальной пассажирской кабиной для космонавтов, а ПЭМ-2 производит эвакуацию спускаемого аппарата.

Для проведения эффективного поиска ПЭМ оборудованы несколькими системами: это и навигационная система «Квадрат», и автоматический радиокомпас АРК-УД, радиопеленгаторы «Пеликан», КАР-1 и НКПУ-1, а также радиостанции Р-855УМ, «Журавль», «Коралл» и светотехническое оборудование - светосигнальный маяк ОСС-61 и ручной прожектор РСП-45.

Радиосвязное оборудование предназначено для двусторонней связи в телеграфном и телефонном режимах внутри поискового комплекса, а также для связи с пунктами управления. К этому виду оборудования относятся устанавливаемые на ПЭМ радиостанции Р-855УМ, Р-802В, «Журавль-К», «Журавль-10», «Коралл», Р-860, Р-809М2, «Балкан-5» и комплекс приемо-передатчика Р-836+РПС. Данное оборудование работает в диапазонах УКВ, KB и СВ при мощности передатчиков от 0,12 до 500 Вт, что позволяет устанавливать надежную связь с самолетами и пунктами управления на дальности 400-600 км в КВ-диапазоне и до 100 км - в УКВ.

Небольшая дальность УКВ-связи с экипажем спускаемого аппарата после приземления обусловлена малой мощностью индивидуальных радиостанций.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz