ПЭМ-3 - плавающий снегоболотоход с роторно-винтовыми движетелями, имеющий рубку со съемным тентом, предназначенную для размещения экипажа и пассажиров. Для экипажа ПЭМ-3 предусмотрено два кресла, для пассажиров - два места на съемных носилках. Плавучесть ПЭМ-3 обеспечивается герметичным несущим алюминиевым корпусом и двумя винтовыми роторами.
Для пеленгации установленных на СА радиомаяков и радиостанций предназначено специальное оборудование, включающее в себя автоматические радиокомпасы АРК-У2 и АРК-УД, радиопеленгаторы КАР-1, «Пеликан» и «Орел-Ь, а также переносной пеленгатор НКПУ-1. Пеленгация осуществляется на всех частотах от 1,5 до 150 МГц. При этом дальность КВ-пеленгации составляет до 25 км, а УКВ - порядка 2 км.
Вид связи | Дальность связи, км |
УКВ с экипажем СА на этапе парашютного спуска | до 20 км |
УКВ с экипажем СА после приземления | до 5 км |
УКВ с самолетами ПСК при H=5000 м | до 100 км |
KB (телеграфный режим) с пунктами управления | до 600 км |
KB (телеграфный режим) с самолетами ПСК | до 500 км |
Навигационное оборудование предназначено для выхода ПЭМ в заданный район поиска и определения местонахождения. Оно включает в себя навигационную систему типа НВНТ, «Квадрат» и магнитный компас КИ-13. Однако в последнее время поисковики все активнее используют систему GPS (Global Position System).
Светотехническое оборудование предназначено как для поиска СА в сложных метеоусловиях и при недостаточной видимости, так и для обозначения местонахождения ПЭМ. Сюда входят ручной прожектор РСП-45 с дальностью обнаружения СА до 300м и светосигнальный маяк ОСС-61 с излучением сигналов красного цвета частотой 1 Гц. При этом дальность визуального обнаружения такого маяка может составлять 25 км в простых метеоусловиях.
Кроме этого, ПЭМ оборудованы радиотехническими маяками типа РМ-5 мощностью 80 Вт на частотах 100-150 Гц для облегчения пеленгования ПЭМ с помощью авиационных поисковых сил радиокомпасом АРК-УД. При высоте полета до 6000 м дальность пеленгации достигает 100 км.
Таким образом, наземный поисковый комплекс, включающий ПЭМ-1/2/3, позволяет обеспечить проведение поисково-эвакуационных работ в самых различных метеорологических, географических и сезонно-зависимых условиях, а с помощью специального оборудования достигается связь с экипажем СА, пунктами управления, обеспечивается взаимодействие и координация поискового комплекса, выход в заданный район поиска и обнаружение экипажей и СА.
Однако в середине апреля 2004 г. было сообщено о разработке Ракетно-космической корпорацией «Энергия» нового пилотируемого многоразового космического корабля «Клипер», который может прийти на смену «Союзам» уже к 2010 г.
Основные тактико-технические данные ПЭМ-З
Авиатранспортабельность | Ил-76, Ан-12, Ми-6 |
Автономность, сутки | - |
Грузоподъемность, кг | 225 |
Пассажировместимость, чел. | 2 |
Экипаж, чел. | 2 |
Полная масса, кг | 2350-2350 |
Марка двигателя | ВАЗ-2103 |
Мощность двигателя, л.с. | 2x77 |
Вид топлива | Бензин Аи-93 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
на дорогах с твердым покрытием | - |
на снежной целине глубиной до 400 мм | 25 |
на воде | 13 |
на болоте | 12 |
Продолжительность хода по контрольному расходу, ч | 4 |
«Клипер» - возвращаемый корабль, который может брать на борт до семи человек экипажа и доставлять на орбиту груз до 700 кг. Кроме того, корабль сможет находиться в автономном полете до 10 суток, а в случае возникновения экстренной ситуации на МКС с большим комфортом, чем в спускаемой капсуле «Союза», эвакуировать экипаж на Землю.
Стартовая масса 10-метрового корабля составит около 14,5 т. На орбиту космический «Клипер» предполагается, выводить с помощью российской ракеты под названием «Онега», которая будет представлять собой глубоко модернизированную версию носителя «Союз». Запускать новый космический корабль можно будет со всех российских космодромов, где имеются стартовые площадки под «Союзы», т.е. с Байконура и Плесецка.
При этом изменятся и массогабаритные характеристики спускаемого аппарата. И уже не факт, что тактико-технические характеристики существующих ПЭМ позволят эффективно осуществлять эвакуацию спускаемого аппарата. Поэтому наряду с вопросами проектирования и производства нового спускаемого аппарата необходимо пересмотреть и вопрос обеспечения поисково-спасательных сил новыми средствами поисково-спасательного комплекса.
При разработке новой перспективной космической техники должен учитываться весь комплекс вопросов, возникающих с ее внедрением и обслуживанием, так как ПЭМ-2 не приспособлена под габариты и массу «Клипера». Ми-8 на внешней подвеске, и тем более в грузовом отсеке, не способен перевозить такой спускаемый аппарат. Следовательно, необходимо, чтобы будущий комплекс был транспортабелен самолетами и вертолетами, имеющимися на вооружении частей ПСК (Ан-12БП и Ми-6), его необходимо оснастить штатной современной навигационной аппаратурой типа 10Р-26 и АРК, ходовые качества нового комплекса должны быть не хуже, чем у существующего, число мест для пассажиров в кузове-фургоне должно быть увеличено до 8-10 человек, запас хода рассчитан на 1000 км. Космонавты должны перевозиться в кузове-фургоне к вертолету в положении лежа, машины должны быть оборудованы лебедками самовытаскивания.
Так что развитие поисково-эвакуационных машин не за горами. Двигая вперед одну отрасль ракетно-космической техники, придется подтягивать до ее уровня и весь комплекс наземного обеспечения, в том числе поисково-спасательного.