Михаил Петров
Фото автора
На самом деле Синсхайм (Sinsheim) и Шпаер (Speyer), расположенные на юго-западе Германии в 50 км друг от друга, не города-побратимы, побратимами являются находящиеся в них музеи техники — Auto und Technik Museum Sinsheim и Technik Museum Speyer. Они входят в одну систему: выпускают общие каталоги-справочники и рекламные буклеты, одинаково организуют экспозиции, большинство табличек выполнено в одном стиле, проходит обмен экспонатами. Подробный рассказ о музее в Шпаере был опубликован в «Технике и вооружении» №6/2006», а в №6 за 2005 г. был фоторепортаж П. Пташека из музея в Синсхайме, теперь настало время рассказать о нем подробно. Что же касается «братства» с городом Мунстером на севере Германии и российской подмосковной Кубинкой, об этом ниже.
Как и в Шпаере, в двух павильонах и на открытых площадках Auto und Technik Museum Sinsheim собрана техника всех времен и народов, военная и гражданская. И среди двух упомянутых музеев «старшим братом», пожалуй, является именно музей Синсхайма, как по занимаемым площадям, так и по количеству экспонатов. Но неспроста в его названии присутствует слово «авто» — особое место в его экспозиции занимает именно автомобильная техника. Нас же, как всегда, будут интересовать военные машины.
Если в Шпаере образцы бронетанковой и военной автомобильной техники можно пересчитать по пальцам, то в Auto und Technik Museum Sinsheim им посвящен целый большой раздел, занимающий примерно две трети площадей 1-го павильона и львиную долю открытой площадки.
![]() |
![]() |
Немецкая ЗСУ Mebelwagen с 37-мм автоматической пушкой. |
Немецкий средний танк Pzlll Ausf N (справа) и американский «Шерман» (слева). |
Но обо всем по порядку. Начнем с главной ударной силы армии — танков и самоходных установок. Разумеется, с немецких, времен Второй мировой войны. Правда, в Синсхайме их немного: «онемеченные чехи» LT-38, два «Хетцера» и «Мардер»Ш, Pz.III и Pz.IV, «Пантера» и «Ягдпантера», napaStuGIII, 150-мм «Хуммель» и 380-мм «Штурмтигр». Зато есть ЗСУ Mebelwagen, которой ни Мунстер, ни Кубинка похвастаться не могут. А «Пантера» стоит на «электрифицированном постаменте», по которому она «ездит на месте» и вращает башню, если в установленный рядом автомат бросить монету евро.
«Главный» танк Второй мировой, советский Т-34-85, представлен в трех экземплярах: первый стоит рядом со своим «братом по классу» американским «Шерманом», второй — в «компании» самоходки СУ-100 и 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3, третий — в окружении легкого «американца» М24 «Чаффи» и «позднего наследника» «тридцатьчетверки» Т-72. Семейство «Шермана» помимо упомянутого М4А3 представлено БРЭМ М32, М74 и САУ М40 Long Tom. Имеется также машина управления огнем, внешне отличающаяся от обычного танка отсутствием пушки и пулеметов.
Кроме того, в музее Синсхайма демонстрируются английский легкий гусеничный «Брен-Универсал» и французский Рено UE, американские БТР: пехотный полугусеничный М3 и разведывательный колесный М3А1 «Скаут». Помимо уже названных «Чаффи» и Т-72 на площадке музея разместились «Паттоны», «Центурионы», «Леопарды» бундесвера и советские танки первого и второго послевоенных поколений, состоявшие на вооружении NVA (Национальной Народной Армии) ГДР.
Далее отметим основных представителей боевого транспорта «социалистических» мотострелков: БТР-152К, БТР-60ПБ, БМП-1. А вот от первой НАТОвской БМП — западногерманской «Мардер» — почему-то выставлен только... корпус с ходовой частью, башни нет. Зато есть ее предшественник — гусеничный БТР HS-30 (long), поступивший на вооружение бундесвера в 1959 г. Недалеко установлен разведывательный БТР «Гочкис» (kurz) SPz-11-2. Он был разработан во Франции и на вооружение бундесвера поступил одновременно с HS-30.
Из других послевоенных бронемашин имеются два английских бронеавтомобиля «Феррет» Мк II, американский гусеничный БТР М59 — предшественник знаменитого M113, шведский Pbv-301 и известный французский четырехосный бронеавтомобиль «Панар» EBR-75.
«Хозяйку музея», Западную Германию, представляет также полицейский бронеавтомобиль (sonderwagen) SW2, выпускавшийся в 1960-е гг. на базе швейцарского шасси «Моваг» (4x4). Кстати, автор просит прощения за ошибку в статье про музей в Шпаере (в котором есть безбашенный вариант SW1), где указано, что в музее Синсхайма имеется бронеавтомобиль SW2a с башней со спаренными 20-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. На самом деле здесь демонстрируется вариант SW2b с одним пулеметом во вращающейся башне, а пушечный вариант — в Panzer Museum Munster.