Оглавление Следующая

МТ-ЛБ. СЛУЖБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Сергей Суворов

MTLB001.jpg

Многоцелевой транспортер легкий бронированный, а именно так расшифровывается аббревиатура МТ-ЛБ, — одна из наиболее массовых гусеничных машин военной автомобильной техники, за свою сорокалетнюю историю завоевал большую популярность как в нашей армии, так и за рубежом. Парк этих машин насчитывает тысячи единиц. И по сей день МТ-ЛБ незаменим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для боевых машин является проходимость. А по этому качеству «эмтээлбэшка» уступит разве что только двухзвенным транспортерам семейства «Витязь», но их, к сожалению, из выпущенной в свое время почти тысячи машин сейчас имеется всего несколько десятков.

В связи с тем что после распада СССР все заводы, производящие транспортеры семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупки новых машин этого типа с 1990 г. не производятся, а в войсках остались образцы со сроком эксплуатации 10 лет и более. Еще немного — и они могут стать просто грудой металла. Да и по своим боевым характеристикам за столь длительный период эксплуатации МТ-ЛБ заметно уступают существующим аналогам. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску МТ-ЛБ, стал актуальным вопрос о проведении в промышленных масштабах капитального ремонта и повышения в ходе его выполнения военно-технического уровня машин за счет модернизации, с тем чтобы довести их тактико-технические характеристики до уровня современных требований.

Освоение в 1995 г. ОАО «Муромтепловоз» капитального ремонта транспортеров семейства МТ-ЛБ явилось предпосылкой для реализации задачи по осуществлению опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование боевых характеристик этих машин, проведению необходимых мероприятий по подготовке производства и освоению выпуска образцов, прошедших капитальный ремонт, в соответствии с современными требованиями. Так на этом предприятии родилась программа модернизации машин семейства МТ-ЛБ, которая сейчас успешно реализуется.

MTLB002.jpg

Базовый многоцелевой бронированный транспортер МТ-ЛБ.

Экскурс в историю

МТ-ЛБ, поступивший на вооружение в 1964 г., предназначался прежде всего для буксировки противотанковых артиллерийских орудий и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки расчетов, боеприпасов и военно-технического имущества. Создавался транспортер в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода под руководством Анатолия Белоусова и оказался настолько удачным, что превратился не просто в бронированный тягач, а в универсальную машину, на основе которой появилось целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин.

Компоновка МТ-ЛБ выполнена необычной, с передним расположением трансмиссии, за ней находится отделение управления, а двигатель размещен в средней части корпуса с некоторым смещением к левому борту. Между ним и правым бортом имеется проход в десантное (грузовое) отделение. Корпус машины сварной, из катаных броневых листов, водонепроницаемый. Он обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Это один из серьезных недостатков, который, правда, выявился только в ходе боевого использования МТ-ЛБ спустя десятилетия после его создания.

Оглавление Следующая