Основные характеристики российских вариантов МТ-ЛБ |
|||
МТ-ЛБ |
МТ-ЛБМ 6МА |
МТ-ЛБМ 6МБ |
|
Боевая масса, т |
9,7 |
10,5 |
11,75 |
Грузоподъемность, т |
2 |
2 |
1 |
Экипаж + десант, чел. |
2+8 |
2+8 |
2+8 |
Максимальная масса буксируемого прицепа, т |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,46 |
0,49 |
0,55 |
Тип и мощность двигателя, л.с. |
Дизельный, 240 |
Дизельный, 240 |
Дизельный, 240 |
Удельная мощность двигателя, л.с/т |
24,74 |
22,85 |
20,42 |
Вооружение: |
|||
- основное |
7,62-мм пулемет ПКТ |
14,5-мм пулемет КПВТ |
30-мм АП 2А72 |
- дополнительное |
- |
7,62-мм спаренный пулемет ПКТМ |
7,62-мм спаренный пулемет ПКТМ |
Боекомплект, шт.: |
|||
- 30-мм патронов |
- |
- |
300 в двух лентах |
- 14,5-мм патронов |
- |
500 |
- |
- 7,62-мм патронов к ПКТ |
2500 |
2000 в одной ленте |
2000 в одной ленте |
Скорость движения, км/ч: |
|||
- максимальная по шоссе |
61,5 |
60 |
60 |
- на плаву |
5-6 |
5-6 |
5-6 |
Запас хода по шоссе, км |
500 |
500 |
500 |
Бронирование, мм |
Противопульное |
Противопульное |
Противопульное |
Впереди в отделении управления с левой стороны размещается механик-водитель, а справа от него — командир машины. Для ведения наблюдения отделение управления оборудовано двумя стеклоблоками, как на БТР-60, которые в боевой обстановке закрываются броневыми крышками. В этом случае механик-водитель ведет наблюдение через три перископических смотровых прибора ТНПО-170А, средний из которых может быть заменен ИК-прибором ночного видения ТВН-2Б. В крыше машины над местом механика-водителя имеется люк, а над местом командира машины установлена бронированная коническая башенка ТКБ-01 кругового вращения, в которой смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение оружия на цель командир осуществляет вручную.
Первоначально десантное отделение, расположенное в кормовой части машины, рассчитывалось для размещения в нем артиллерийского расчета буксируемого орудия и боекомплекта к нему. В дальнейшем, когда МТ-ЛБ стал использоваться в качестве бронетранспортера для мотострелков, десантное отделение было оборудовано на 11 полностью экипированных пехотинцев.
Десант располагается вдоль бортов машины на сиденьях, установленных сверху топливных баков. Для посадки и спешивания пехотинцев, а также для погрузки перевозимого груза используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения. Десантники имеют возможность ведения огня из личного оружия, для чего в бортах корпуса машины выполнены четыре закрывающиеся броневыми крышками амбразуры.
Герметичный корпус МТ-ЛБ позволяет ему преодолевать водные преграды вплавь. Водоизмещение обеспечивает возможность держаться на плаву при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед преодолением водной преграды в передней части корпуса машины устанавливаются гидродинамические щитки, поднимается волноотражательный щит, устанавливается воздухопитающая труба. Для откачки попавшей в корпус воды имеется водооткачивающая помпа.
Торсионная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами на первых и последних узлах подвески обеспечивает машине хорошую плавность хода по пересеченной местности. Гусеничная лента имеет ширину трака 350 мм, что дает относительно небольшое удельное давление на грунт и способствует высокой проходимости МТ-ЛБ по грунтам со слабой несущей поверхностью. В заснеженных или заболоченных районах для повышения проходимости на машину могут устанавливаться специальные гусеничные ленты с шириной траков 565 мм. С такой гусеницей удельное давление на грунт у МТ-ЛБ составляет 0,28 кг/см2, что меньше, чем у человека!
Как уже говорилось, МТ-ЛБ имеет очень высокую проходимость. По сухому грунту машина с грузом преодолевает подъем крутизной до 35°, а с прицепом — до 25°. При таких показателях транспортер стал незаменимым в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, а зачастую и единственным средством передвижения там. Оригинальная трансмиссия с двойным подводом мощности обеспечивает разворот машины вокруг своей оси, что особенно важно при действиях в горных условиях и лесистой местности.
Благодаря своим высоким показателям подвижности МТ-ЛБ пользуются популярностью в армиях почти 30 стран, в том числе и НАТО. Относительно небольшие массогабаритные показатели позволяют перевозить эту машину вертолетами транспортной авиации.
Шасси транспортера МТ-ЛБ используется для создания самоходных зенитных ракетных и противотанковых комплексов, командно-штабных машин, самоходно-артиллерийских систем, авиатранспортабельных дорожно-землеройных машин.
Шли годы, менялись технические и тактические требования к легким боевым машинам. Слабое вооружение и бронирование МТ-ЛБ подтолкнуло конструкторов искать пути повышения ее боевых и технических характеристик. Занимались этим не только в России и в Украине. Свои подходы к повышению характеристик МТ-ЛБ предлагали инженеры Польши и Болгарии, где эти машины выпускались по лицензии.
В нашей стране опытно-конструкторскими работами по повышению тактико-технических характеристик МТ-ЛБ занимались конструкторы СКБ ОАО «Муромтепловоз» . На предприятии имелись необходимые условия для выполнения поставленной задачи. Оно располагало полным комплектом конструкторской документации на машины семейства МТ-ЛБ.
Квалифицированные специалисты СКБ уже имели опыт создания образцов военной техники, в том числе и гусеничных машин. В ходе освоения капитального ремонта МТ-ЛБ сложились устойчивые творческие связи между коллективом СКБ и научными организациями МО РФ и промышленности. Так, на предприятии был проведен значительный объем подготовки производства, в том числе связанный с разработкой и изготовлением испытательных стендов и технологического оборудования.