Оглавление Следующая

МУЗЕЙ КОРОЛЕВСКИХ ВВС МАЛАЙЗИИ

Сергей Суворов

Фото автора

MuMal001.jpg

В столице Малайзии г. Куала-Лумпуре находится много туристических достопримечательностей, а таксисты знают маршруты движения с закрытыми глазами. Но есть здесь и не менее интересные места, о которых турагентства почему-то умалчивают, а дорогу приходится переспрашивать по несколько раз.

Когда мы попросили отвезти нас в Музей Королевских вооруженных сил Малайзии, то таксист сначала доставил нас к зданию Министерства обороны и у офицеров уточнял маршрут. К сожалению, в этот музей мы так и не попали, он в настоящее время закрыт на реконструкцию.

А в музее ВВС мы оказались совершенно случайно. Расстроившись, мы с напарником решили съездить в экзотический парк бабочек. По дороге я случайно увидел указатель MUZIUM TUDM и на английском: RMAF museum. На обратном пути из царства бабочек мы попросили таксиста завернуть в сторону указывающей стрелки.

Музей Королевских ВВС Малайзии находится на окраине столицы на территории когда-то бывшей основной базы военно-воздушных сил. Конечно, по своим размерам и количеству экспонатов он сильно уступает нашему монинскому музею, но здесь можно увидеть то, чего нет, наверное, больше нигде.

Сразу за воротами музея посетителей встречает английский учебно-тренировочный самолет Provost. Название не случайное, в переводе с английского «provost» — это ректор в некоторых английских учебных заведениях. Вот и эта машина верой и правдой служила для обучения летчиков Королевских малазийских ВВС начиная с 1961 г. в учебно-тренировочной школе, которая располагалась на базе в Куала-Лумпуре (там, где сейчас разместился музей). На летной работе в Малайзии Provost прослужил до 1972 г., после чего продолжал «работать» в качестве «педагога» до начала 1980-х гг., только уже на земле. На таких самолетах отрабатывались практические навыки авиамехаников.

По пути на площадку и к ангару, где расположены другие натурные экспонаты музея, можно заглянуть в две крытые галереи, где хранятся документы об истории создания национальных ВВС, увидеть макеты всевозможных самолетов второй половины XX века, независимо от того, были они в Королевских малазийских ВВС или нет. Кроме того, тут представлено различное авиационное и наземное оборудование начала 1950-х гг. На стенах одной из галерей написаны фамилии командиров всех авиаэскадрилий Королевских малазийских ВВС с момента их формирования и по настоящее время. С учетом того что посетителей в музее немного (не сравнить с толпой зевак в KLCC, как называют местный торговый центр, расположенный в основании двух знаменитых башен-близнецов), можно не спеша изучить любые экспонаты. Тем более что в галереях работает кондиционер.

На стоянках и в ангаре музея имеется полтора десятка различных летательных аппаратов в окраске национальных ВВС.

Один из интересных образцов, представленных в музее, — пассажирский Twin Pioneer, бортовой номер FM1001. Он стал первым самолетом, приобретенным правительством Малайзии в начале 1958 г. с намерением создать Королевские ВВС. Самолет прибыл в Малайзию 17 апреля 1958 г. и был официально получен тогдашним министром обороны страны Туном Абдулом Разаком. Через неделю премьер-министр Танку Абдул Рахман Путра Ал-Хадж дал самолету официальное название «Раджа Уоли» в честь орла, который был обнаружен в этой стране.

Особенность самолетов типа Twin Pioneer заключалась в том, что они могли взлетать и садиться на взлетно-посадочных полосах длиной всего 300 ярдов. Такие аппараты закупались для перевозки VIP-персон и высоких правительственных должностных лиц. Это делалось в соответствии с концепцией, согласно которой Королевские малайзийские ВВС не являлись боевыми.

«Раджа Уоли» прослужил в Королевских малазийских воздушных силах 10 лет (1958—1967) и при этом налетал более 2500 ч и совершил не менее 5300 посадок. В последние годы службы этот самолет экипажи 1-й эскадрильи Королевских малазийских ВВС сентиментально называли «верным стариком». А в музее эта машина оказалась в ноябре 1974 г.

В составе ВВС Малайзии были еще и самолеты Single Pioneer, но о них чуть ниже.

На открытой площадке находятся еще несколько интересных образцов, которые мне, к сожалению, не удалось идентифицировать, и никаких пояснительных надписей возле них не было. Это двухмоторная летающая лодка, двухмоторный транспортный самолет и четырехмоторный пассажирский самолет. В транспортник можно зайти и осмотреть оборудование его пилотской кабины и грузовой кабины. Надо заметить, что внутри самолеты менее ухожены, чем снаружи. Это относится ко всем экспонатам куала-лумпурского авиамузея.

MuMal002.jpg

Пассажирский Twin Pioneer «Раджа Уоли» — первый самолет ВВС Малайзии.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz