Предыдущая Оглавление Следующая

MuMal003.jpg

Истребитель F-86 «Сейбр» австралийской сборки.

Чуть в стороне на летном поле стоят знаменитые реактивные истребитель «Сейбр» и палубный штурмовик А-4 «Скайхок». Точно такие же самолеты можно увидеть и в ангаре музея. Кроме них там демонстрируется еще парочка вертолетов конца 1950—начала 1960-х гг. Один из них — английский «Уосп». Такие вертолеты применялись англичанами во время конфликта в районе Фолклендских островов.

В этом же ангаре стоит британский Harvard с опознавательными знаками Британских королевских ВВС. Эти машины в конце 1940 — начале 1950-х гг. использовались британскими ВВС для борьбы с коммунистами в джунглях Малайзии. Позже четыре таких самолета были переданы для обучения местных летчиков. С самолетом Harvard связана и первая жертва малазийских ВВС. На таком самолете в ноябре 1950 г. погиб первый малазийский пилот Аллан Леонг. Демонстрируемый экземпляр в 1993 г. был выменян в США на канадский CL-41G Tebuan, которые имелись в ВВС Малайзии. В музее самолет экспонируется с 1994 г.

Канадский реактивный учебно-тренировочный CL-41G Tebuan здесь тоже имеется. Королевские малазийские ВВС в 1966 г. заказали 20 таких самолетов, их поставка в страну началась в следующем году. Из CL-41G были сформированы 6-я и 9-я эскадрильи Королевских малазийских ВВС, базировавшиеся в Куантане. Там самолеты несли службу до июня 1986 г. и задействовались для подготовки летчиков начиная от первых полетов до обучения тактике боя, в том числе и с использованием вооружения, что являлось последним этапом подготовки к переходу на самолет CF-5 (вариант американского истребителя F-5 Freedom Fighter). А вот самого CF-5 в музее пока нет. Наверное, еще летает.

MuMal004.jpg

Легкий санитарный самолет Single Pioneer.

За CL-41G расположился и уже упомянутый Single Pioneer. Этот маленький самолетик создан той же шотландской компанией, что и Twin Pioneer, только немного раньше. С августа 1953 г. такие самолеты из состава британских ВВС действовали над джунглями Малайзии, а его уникальность состоит в том, что он мог взлететь с площадки длиной всего 75 ярдов, а приземлиться на полосу длиной в 66 ярдов, Первый Single Pioneer на службу в малазийские ВВС поступил в самом конце 1958 г. Эти самолеты использовались для перевозки раненых и больных, для чего два задних сиденья снимались, а на их места ставились носилки. В Королевских малазийских ВВС Single Pioneer «трудились» до 1967 г.

Конечно, нельзя не упомянуть истребитель F-86A «Сейбр». Самолеты этого типа являлись основными противниками для наших летчиков в небе Кореи в начале 1950-х гг. Там наши пилоты разглядывали их через перекрестия прицелов, а в музее в Куала-Лумпуре «Сейбр» можно осмотреть спокойно, даже исследовать то, что у него внутри: в ангаре стоит самолет со снятой обшивкой.

Представленные в Малайзии F-86 не американской сборки. Они были выпущены в Австралии по лицензии. Десять самолетов были переданы в Малайзию в 1969 г. с австралийской базы ВВС в Баттеруэрте. «Сейбрами» в Малайзии укомплектовали 11 эскадрилий, где самолеты несли службу до 1975 г.

И еще об одном необычном экспонате музея ВВС. Под навесом стоит старенький британский бронеавтомобиль Ferret, никаких надписей рядом с ним нет, пояснений, как и зачем он оказался в музее ВВС, тоже. Но вспомнилась одна любопытная деталь. В авиамузее в Кургане под крылом Ил-14 стоит 76-мм пушка ЗИС-3. Может, для охраны?

Так что, уважаемые читатели, если вас судьба занесет в далекую Малайзию, в ее столицу, выделите час времени и заверните в MUZIUM TUDM, не пожалеете, тем более что вход бесплатный.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz