Михаил Лисов
Фото автора
Когда-то по Союзу ходила поговорка «курица — не птица, Болгария — не заграница». В те времена Болгарию называли «шестнадцатой республикой СССР», а выезд на отдых в эту страну, хотя и считался престижным, чем-то особенным не был. Когда-то Болгария считалась самым надежным союзником СССР, а Болгарскую Народную Армию (БНА) всерьез и оправданно опасались ее соседи, члены НАТО Турция и Греция.
Все изменилось. Теперь уже сама Болгария — член НАТО. От союзнических отношений с Москвой не осталось и следа, и социалистическое (в западном понимании этого слова) правительство страны только делает первые шаги по нормализации экономических отношений. Даже поток туристов ныне пролетает мимо Золотых Песков и Албены — в Турцию. Кому это выгодно? Впрочем, довольно о политике...
Немногочисленные российские туристы, прилетающие в Пловдив, чтобы, пересев в автобус, следовать на горнолыжный курорт, практически не замечают расположенную на краю пловдивского аэродрома выставку авиационной техники — мол, мало ли что на краю взлетного поля поставят. А напрасно. Ведь между гражданским аэропортом Пловдива и одноименной военно-воздушной базой, где, например, располагается авиаремонтный завод, находится один из интереснейших музеев страны — музей авиации.
Официально музей был открыт 21 сентября 1991 г. Его фонды располагают 60 летательными аппаратами, 12 авиационными двигателями и 4700 экспонатами. В Софийском музее вооруженных сил также имеются натурные экспонаты ВВС, но Пловдив — единственное место в стране, где история болгарской авиации представлена наиболее полно.
Перед музеем имеется большая (и бесплатная) автостоянка, которая используется преимущественно сотрудниками авиабазы. Вход в музей бесплатный, что удивительно для страны, ударными темпами строящей капитализм.
Памятник пятистам болгарским летчикам.
Сразу за калиткой посетителей встречает истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН болгарских ВВС с бортовым номером 50. Удивляться обилию советской и российской военной техники не приходится: все-таки, более 45 лет были союзниками. На первом экспонате сохранились все технологические надписи и «художества» летно-технического экипажа — «глаз», нарисованный на носовой части фюзеляжа. Исторические перемены в стране символизируют новые опознавательные знаки, нанесенные поверх красных звезд Болгарской Народной Армии. А когда-то было наоборот, и красные звезды малевались поверх царских кругов.
Осмотр начинается с памятника пятистам болгарским летчикам, погибшим, защищая родное небо как в рядах царской армии, так и в мирное время. Следует отметить, что большинство болгар погибло в воздушных схватках с сербами, французами и англичанами в годы Первой мировой и с американцами и англичанами в годы Второй мировой войны. Ведь, как известно, в военных конфликтах монархическая Болгария, во главе которой стояла Габсбургская династия, неизменно выступала на стороне Германии. Только после сентябрьской революции 1944 г. болгарские ВВС действовали в интересах союзников, в частности, при освобождении Югославии. Самолеты использовались в основном для штурмовых ударов — для этого были задействованы Ju-87, Do-17 и Bf-109G-6. В этот период болгарские летчики совершили 3744 боевых вылета, уничтожив 25 немецких самолетов (на земле), 85 батарей, 694 боевые машины, 23 паровоза, 496 вагонов.
Экспозиция на открытой площадке начинается с ударной авиации — вновь МиГ-23БН и Су-22М4. Сотня этих самолетов вместе с 40 Ми-24 и 40 Су-25 создавали реальную угрозу южному флангу НАТО и не случайно первыми под давлением новых союзников, Турции и Греции, подверглись сокращению.