Вертолет Ми-4.
Под крылом истребителя Як-9У примостилось еще одно творение болгарских инженеров — летающая телеуправляемая мишень с поршневым двигателем. И этот экспонат уникален, хотя пояснительная табличка, которая давала бы какую-либо уточняющую информацию, к сожалению, отсутствует.
Здание музея небольшое, но достаточно насыщенное, выражаясь научным языком, единицами хранения. В первом зале на витринах представлены, по уверению работников музея, модели абсолютно всех летательных аппаратов, когда-либо эксплуатировавшихся в Болгарии. Интересно, что всем импортным самолетах болгары присваивали собственные имена: Bf.108 получил имя «Лебедь», Bf.109 стал «Стрелой», уже упоминавшийся Ar-196 — «Акулой», Avia В-135 — «Листовицей».
Здесь же, в зале, находится спускаемый аппарат космического корабля «Союз-33», на котором на Землю 10 апреля 1979 г. вернулся первый болгарский космонавт Георгий Иванов.
В соседнем помещении установлен макет первого спроектированного и построенного болгарином самолета: 20 мая 1912 г. в далекой Франции инженер Георгий Божинов взлетел на достаточно примитивном моноплане. Но ведь взлетел!
В центре зала демонстрируются образцы авиационного вооружения и силовые установки. Эти экспонаты явно перекочевали в музей из учебных классов ВВС.
![]() |
![]() |
Противолодочный вертолет Ми-14. | Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-33». |
На стендах — фотографии, многие из которых эксклюзивные. Например, снимок экипажа самолета «Альбатрос» (пилот — Радул Милков, штурман — подпоручик Продан Таракчиев) перед вылетом на первое в истории мировой авиации боевое задание 16 октября 1912 г. с аэродрома «Мустафа Паша».
Как уже отмечалось выше, в мировых войнах Болгария воевала преимущественно на стороне противников России и во времена Народной Республики публикации
архивных снимков, изображающих, как храбрые болгары, например, воевали против сербов или сбивали американские «Крепости», мягко говоря, не приветствовались. Зато после 1991 г. фотографии болгар за штурвалами германских самолетов едва ли не стали предметом национальной гордости (по крайней мере, этого не стесняются).
Болгары ко всем временам своей истории относятся уважительно. Рядом с портретами генералов монархических ВВС и защитников софийского неба от налетов американских бомбардировщиков — портреты генералов, возглавлявших ВВС БНА.
В заключение следует отметить, что, несмотря на откровенно слабое финансирование и плачевное состояние многих экспонатов, музей представляет собой настоящую достопримечательность для любого ценителя военной истории.
Истребитель МиГ-19П.