Сама БМП-1 понравилась (кроме совершения маршей на большое расстояние «по-боевому»: десант уставал, многих укачивало), наши мотострелки с БМП уже подтрунивали над мотострелками других полков на БТР. По каждому отказу и неисправности на БМП мы собирали «инженерный совет» полка, обсуждали причину и принимали решение — чья вина: эксплуатантов или завода. Об отказах и неисправностях, выявленных в ходе эксплуатации, мы сообщали личному составу еженедельно на подведении итогов.
По всем неисправностям по вине изготовителя мы вызывали представителя завода для составления акта-рекламации. Нелегкое и непростое дело — убедить представителя завода в подписании акта. Некоторые сотрудники имели стаж еще со времен Великой Отечественной войны, они «съели на этом собаку» и знали, кто их кормит, кто дает зарплату и премиальные. Мы составили много актов-рекламаций и технических актов. Например, имели место следующие дефекты: отслоение резинового бандажа от опорного катка; изгиб балансиров передних (правого и левого) опорных катков; износ зубьев звездочек ведущего колеса; износ серег соединения траков гусеничной ленты; неравномерный и ниже установленного давления впрыск и распыл топлива форсунками двигателя. За мою службу зампотехом 274-го полка все рекламации (даже с особым мнением представителя завода) были утверждены.
По предложению полковой комиссии на заводе изготовили и испытали радиальный упор для оси правого и левого передних катков. Изгибы балансира прекратились.
Еще один конструктивный недостаток БМП (который остался до сих пор) — это горизонтальное расположение плунжеров топливного насоса высокого давления. По этой причине происходит односторонний (снизу) износ плунжерной пары и, как следствие, — снижение давления впрыска топлива, плохой распыл; двигатель не запускается от стартера (особенно в холодное время). Честь и хвала руководителям конструкторских бюро и головных заводов: Челябинского, Курганского и Барнаульского — они очень ответственно и оперативно вмешивались в производство и устраняли недостатки, поэтому семейство БМП стало самым надежным среди машин Сухопутных войск, а для меня — самой любимой машиной бронетанкового вооружения.
— Сейчас бытует мнение, что концепция БМП, принятая у нас в стране в 1960-е гг., была ошибочна. Это мнение выявила и дискуссия о перспективах развития БМП, развернувшаяся на страницах журнала «Техника и вооружение». Как Вы расцениваете современные БМП с точки зрения их эксплуатации в войсках?
— Я в курсе этой полемики и как человек, много лет своей жизни отдавший эксплуатации БМП с самого поступления в войска, могу с ответственностью сказать, что эта машина полюбилась войскам, придала мотострелковым подразделениям и частям дотоле неслыханную маневренность. Такие машины, как БМП-1, ее модификации, а также БМП-2 и БМП-3, легко вписались в действующую систему обеспечения, эксплуатации и ремонта бронетанкового вооружения и техники.
Были ли у БМП-1 и БМП-2 недостатки? Безусловно, были, о некоторых я уже сказал. Были и другие, мелкие и более существенные, некоторые остались и сегодня. Это и неудобство размещения экипажа, и его малочисленность, дискомфортные условия пребывания в БМП. Трудности посадки и покидания БМП, особенно в движении (а это часто требуется в боевой обстановке). Трудность, а иногда и невозможность для мотострелков вести огонь изнутри машины, особенно при движении машины. Недостаточная защищенность экипажа со стороны днища, бортов. Понимаю позицию и тех специалистов, которые всячески ратуют за дальнейшее применение БМП в войсках, и тех, которые против. Я лично по этому вопросу полностью поддерживаю мнение генерал-полковника С.А. Маева, которое он высказал в журнале «Техника и вооружение» №10 за 2004 г.
— Александр Яковлевич, могли бы Вы поподробнее рассказать об освоении войсками и эксплуатации танков Т-64А, Т-72, Т-80?
— С освоением в эксплуатации танка Т-64А я столкнулся в 1973 г. в должности заместителя по техчасти командира 23-й тд 8-й танковой армии (г. Овруч). Перед вступлением в должность со мной провел инструктаж начальник бронетанковой службы ПрикВО генерал-майор Пендак Александр Савельевич. Он напутствовал: «Товарищ Головкин, Вы назначены на высокую и ответственную должность зампотеха 23-й тд, вооруженной новейшими танками Т-64А. Эксплуатация танка и его освоение находятся под контролем правительства. Вы должны лично изучить эту машину, в совершенстве знать особенности ее эксплуатации, грамотно и ответственно организовать изучение и освоение танка личным составом, наладить рабочее сотрудничество с заводом».
Компоновка Т-64А была новой и перспективной. Отказ от главного фрикциона, гитары, механизмов поворота, вентилятора для охлаждения, установка мощной пушки со сгораемыми гильзами и механизма заряжания — это было настоящей революцией в танкостроении. Но танк к тому времени был еще «сырой», требовал много конструктивных доработок. Самым ненадежным элементом оказался двигатель, он был очень капризным, требовал пунктуального соблюдения требований инструкции по эксплуатации. Особенно губительным для двигателя был обратный запуск, сопла и «циклоны» воздухоочистителя обволакивались продуктами сгорания, и с этого начинался пылевой износ двигателя, а это авария! Выходили из строя привод нагнетателя и лопатки нагнетателя. Имели место отказы бортовых коробок передач. Часто подводил механизм заряжания. Выявились дефекты ходовой части: не выдерживали и изнашивались до срока гарантии реборды двух последних опорных катков, внутренние резиновые амортизаторы катков, много хлопот доставляла гусеничная лента. Завод обвинял нас, войсковиков, в некачественной сборке после рассоединения ленты (расклепке фланца стопорного болта клина серьги траков).