Оглавление Следующая

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

А.В. Пислегина Научный консультант к.и.н. С.В. Устьянцев

NTmuz001.jpg

В мире насчитывается всего несколько стран, обладающих необходимым научно-техническим потенциалом и производственными возможностями для самостоятельной разработки и серийного выпуска конкурентоспособной бронетанковой техники. Сам факт наличия данной отрасли является основанием для зачисления той или иной страны в группу самых высокоразвитых держав мира.

История танкостроения в СССР и РФ приближается к своему вековому рубежу. Начав с копирования и развития французских, британских и американских конструкций, к концу 1930-х гг. наша страна стала законодателем танковой моды. Отечественные танки Т-34, KB, ИС, Т-54/55, Т-64, Т-72, Т-80 являлись наиболее эффективными машинами своего времени. Вместе с тем российским единственным музеем, освещающим столь важную и выигрышную сторону отечественной индустриальной культуры, является Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке Московской области. Однако и его экспозиция посвящена, прежде всего, конструкциям боевых машин, вопросы же их создания практически не затрагиваются. Тема производства бронетанковой техники вообще не отражена, за исключением разве что периода Великой Отечественной войны.

В течение почти всей своей истории предприятия формирующегося в настоящее время Бронетанкового холдинга, прежде всего Уралвагонзавод и Челябинский тракторный завод, были и остаются крупнейшими производителями БТТ. Более того, сегодня они являются единственными в России преемниками всей советской танковой отрасли. Прочие заводы либо сменили свою производственную специализацию, либо превратились в зарубежные предприятия и не столько сотрудничают, сколько конкурируют с российской танкостроительной отраслью. По этому представляется вполне естественным и закономерным, что посвященный отечественной бронетанковой промышленности специализированный музей должен создаваться при головном предприятии Бронетанкового холдинга — Уралвагонзаводе.

Основное содержание экспозиций будущего музея имеет значительный общественный и корпоративный интерес. Представляя историю создания и производства БТТ, музей делает достоянием широкой общественности высшие достижения отечественной индустриальной культуры. Несомненно, музей самим фактом своего существования будет способствовать продвижению изделий Бронетанкового холдинга на мировой рынок.

Вместе с тем Музей бронетанковой техники является составной частью музейного комплекса ФГУП ПО «Уралвагонзавод», в состав которого входят также исторический музей и выставка вагонной техники. Первая экспозиция была развернута на УВЗ в 1986 г. в специально построенном здании на территории предприятия и предназначалась для ограниченного числа специалистов. В выставочном павильоне была собрана коллекция БТТ, серийно выпускавшейся на УВЗ в 1944—1970-е гг.

К сожалению, в скором времени музей был закрыт, тем не менее коллекция машин сохранилась.

В 1997 г. здание перешло музею предприятия, к августу того же года была сформирована экспозиция. Опыт эксплуатации указанной экспозиции показал, с одной стороны, ее несовершенство, а с другой — интерес общественности к данной теме. Большая исследовательская и собирательская работа, изменение отношения инженерного корпуса к музейному делу сделали необходимым и возможным появление новой экспозиции Музея бронетанковой техники.

NTmuz002.jpg

Сборка танков Т-34 на Уралвагонзаводе в годы Великой Отечественной войны.

1. Определение предмета музея. Формы музейного показа.

Основная экспозиция в настоящем научно-техническом музее посвящена этапам конструирования и создания бронетанковой техники и конверсионных машин (на ее основе ) на Уральском вагоностроительном заводе в 19411990-е гг. в сочетании с краткими экскурсами в историю зарождения бронетанковой промышленности в стране. В каждом разделе будущей экспозиции предполагается освещение следующих вопросов:
- источники заимствования технологического и конструкторского опыта;
- система адаптации и развития заимствованного опыта;
-  зарождение и развитие традиций конструирования и производства новых образцов техники, взаимодействие конструкторской работы и массового конвейерного производства;
-   сопоставление серийной техники УВЗ с лучшими зарубежными аналогами того же периода.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz