Учитывая особо важное значение личности главного конструктора в деле создания новых боевых машин, предлагается ввести периодизацию экспозиции в соответствии с временем работы выдающихся главных конструкторов УВЗ и УКБТМ — А.А. Морозова (1941 — 1951), Л.Н. Карцева (1953— 1969), В.Н. Бенедиктова (1969—1988), В.И. Поткина (1988—1999).
Планируется создание тематико-экспозиционных комплексов, в структуру которых войдут персональные комплексы, техническая документация и чертежи, макеты и действующие модели, компьютерные реконструкции, видеоматериалы. Основой всех экспозиционных разделов являются подлинные образцы боевой и конверсионной техники, находящиеся в рабочем состоянии.
Исчерпывающая справочная информация по истории танкостроения на УВЗ будет содержаться в компьютерной базе данных, доступной для посетителя через терминалы в демонстрационных залах.
2. Определение основного посетителя.
Экспозиция музея должна быть доступной и интересной как школьнику младших классов, так и ученому, конструктору, инженеру и рядовому посетителю, интересующемуся историей техники. Следовательно, настоящий музей рассчитан на самый широкий круг посетителей.
3. Место в системе музейного комплекса Уралвагонзавода и музейной сети города Нижнего Тагила.
Музей бронетанковой техники является составной тематической частью Музейного комплекса Уралвагонзавода. Вместе с тем он продолжает тематику истории индустриальной культуры Тагильского края, представленную в экспозициях Нижнетагильского музея-заповедника, на материалах конкретного предприятия.
4. Тематическая структура.
Раздел 1. Предпосылки бронетанковой промышленности в России во второй половине XIX — начале XX вв.
Создание бронепрокатных заводов (Камская броневая фабрика, Ижорский и Николаевский заводы).
Развитие оружейной промышленности и производство скорострельных малогабаритных орудий и пулеметов.
Зарождение двигательной, авто- и тракторостроительной промышленности в Российской империи.
Раздел 2. Первые опыты танкостроения в России. 1914—1926 гг.
Раздел 3. Формирование и становление танкового КБ на ХПЗ (завод 183). 1927—1940 гг. Формирование и структура бронетанковой промышленности СССР в довоенный период. Место и значение в ней Харьковского паровозостроительного завода. Изучение, освоение и развитие приобретенных за рубежом конструкций танков «Виккерс», «Кристи», «Индепендент». Выпуск машин серии БТ и Т-35. Сотрудничество с другими танковыми КБ и танкостроительными заводами СССР. Деятельность М.И. Кошкина и разработка танка Т-34. Довоенные модификации танка Т-34. Сведения о сотрудниках КБ.
Истребитель танков ИТ-1, разработанный на Уралвагонзаводе под руководством Л.Н. Карцева.
Раздел 4. Танковое КБ завода 183 под руководством А.А. Морозова. 1941— 1951 гг.
Организация и структура Наркомата танковой промышленности. Место и значение Уральского танкового завода.
Адаптация танка Т-34 к условиям массового конвейерного производства на площадке Уралвагонзавода.
Работа по повышению технической надежности танка. Создание новых модификаций машины — Т-43, Т-34-85, Т-34М, Т-34-100. Сопоставление по годам серийного танка Т-34 с германскими танками Т-III, T-IV, T-V «Пантера» и американским «Шерманом».
КБ завода 183 и производство танков Т-34 и САУ на их базе на заводах СССР.
Предприятия — партнеры завода 183.
Информация о боевом применении танков Т-34.
Поставки танков Т-34 за рубеж и производство модели Т-34-85 в ПНР и Чехословакии.
Обобщение опыта Великой Отечественной войны и разработка боевых машин нового поколения: танков Т-44 и Т-54. Сопоставление Т-54 образца 1949 г. с зарубежными танками М46 и «Центурион» соответствующих годов выпуска.
Программа А.А. Морозова по совершенствованию танка Т-54.
Конверсионные работы танкового КБ.
Персональные комплексы А.А. Морозова и др. сотрудников КБ.
![]() |
![]() |
Танк Т-54А. |
Танк Т-62. |