Оглавление Следующая

ПРОТИВОДЕСАНТНЫЕ МИНЫ

к.т.н. В. Хомутский, Е. Калугина

Иллюстрации предоставлены авторами.

Начало серии

Современные противодесантные мины классифицируются как донные, якорные и речные сплавные. Они предназначаются для минирования прибрежной зоны морей, рек и озер на глубинах до 10—15 м и поражения десантно-высадочных средств, плавающих боевых и транспортных машин, а также для разрушения мостов и гидротехнических сооружений.

Предшественниками противодесантных сплавных мин были брандеры, которые применялись с древних времен для уничтожения неприятельских кораблей, мостов и береговых сооружений. Брандеры представляли собой плоты, небольшие суда или лодки, которые загружались горючими веществами, а со средних веков (XIII век), когда в Европе появился дымный порох, эти суда снаряжались пороховыми зарядами. Брандеры на плаву доставлялись вплотную к объектам уничтожения, а затем поджигались или взрывались. Так, например, брандеры успешно применялись в войне Нидерландов против Испании в 1584— 1585 гг., в русско-турецкой войне 1768— 1774 гг., в условиях, когда одна из воюющих сторон была вынуждена вести борьбу с превосходящими силами неприятельского флота.

Известно, что первые образцы подводных мин были созданы в США в конце XVIII века в ходе войны за независимость, когда американцы оказались практически беззащитными перед мощным флотом Великобритании. В 1775 г. американский конструктор Бушнел построил и успешно применил подводную мину в виде герметичного деревянного ящика с пороховым зарядом, которая подводилась при помощи разработанной им же подводной лодки под днище вражеского корабля.

Российские противодесантные мины

Первая якорная мина была разработана конструктором Фултоном в 1804 г. Она состояла из корпуса цилиндрической формы, изготовленного из медных листов, порохового заряда массой около 50 кг, механического взрывателя, минрепа и якоря.

В России первая донная мина была создана конструктором Фитцумом в 1807 г. Эта мина взрывалась в необходимый момент времени с берега при помощи огнепровода (сосиса), состоящего из кожаного рукава, заполненного порохом.

Начало развитию донных мин, взрываемых электрическим способом, было положено замечательным российским конструктором П.Л. Шиллингом. В 1812 г. им в присутствии Военного ведомства России на реке Неве в Санкт-Петербурге была проведена демонстрация взрывов пороховых донных мин с помощью электрического тока. П.Л. Шиллинг изобрел новый источник тока для воспламенения пороха, взрывательное устройство, подводный электрокабель и береговую станцию управления подрывом.

Большую роль в развитии противодесантных мин в России сыграло учреждение в 1874 г. в Кронштадте учебного заведения — минного офицерского класса для подготовки военных специалистов минного дела.

В период перевооружения и подготовки ко Второй мировой войне, в 1939 г., в СССР были разработаны и приняты на вооружение якорная речная гальваноударная мина Р-1 и донная речная неконтактная мина «Мираб» с зарядами взрывчатого вещества (ВВ) массой 40 и 260 кг соответственно. На вооружение Красной Армии поступила якорная гальваноударная мина ЯМ с зарядом ВВ массой 20 кг и общей массой 170 кг, предназначенная для постановки с катеров у берега на глубинах от 2,5 м до 50 м.

Для минирования фарватеров рек и мест возможных переправ противника на судах, паромах, плотах и лодках, а также для разрушения небольших деревянных мостов и переправочных средств во время Великой Отечественной войны советские войска широко применяли якорные речные мины СРМД, РКМФ и РМ.

Мины СРМД и РКМФ имели деревянные корпуса, мина РМ — металлический корпус. Масса зарядов ВВ этих мин составляла от 2,5 до 4 кг. При использовании этих мин в качестве сплавных они применялись без якорных устройств.

Германская сплавная мина периода Второй мировой войны имела металлический корпус цилиндрической формы, заряд тротила массой 20 кг, деревянный поплавок и контактный взрыватель с часовым механизмом, который обеспечивал замедление взведения взрывателя до 10 мин и самоликвидацию мины до 6 ч после спуска в воду. Поплавок имел шесть деревянных брусков, расположенных параллельно поверхности воды, и вертикальный брусок. Этот брусок служил для передачи давления на исполнительный механизм взрывателя при контакте с плавсредством или понтонным мостом.

Германская донная мина представляла собой заряд ВВ массой около 75 кг, прикрепленный к устанавливаемой на дне водоема штанге, в верхней части которой размещался гальваноударный взрыватель.

Сплавные мины Великобритании имели металлические корпуса сферической формы и электромеханические взрыватели с часовыми механизмами. Масса зарядов ВВ этих мин составляла 11,5 и 17,3 кг.

Кроме противодесантных мин заводского изготовления во время Второй мировой войны саперы воюющих стран широко применяли для минирования водоемов самодельные устройства из подручных минно-взрывных средств и материалов. Например, германские сплавные мины, предназначенные для разрушения мостов, плотин и шлюзов, имели заряды ВВ массой более 50 кг, которые устанавливались и спускались по реке на плотиках.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) противодесантных мин послевоенного периода приведены в таблице.

Для нашей страны этот вид минного вооружения особенно важен в связи с большой протяженностью морских границ и наличием большого количества рек, озер и водохранилищ, подлежащих обороне при нападении вероятного противника.

Конструкция отечественной противодесантной донной мины послевоенного периода ПДМ-1М показана на рис. 1. Она состоит из стального корпуса полусферической формы, снаряженного литым тротилом, имеющего центральное очко для установки контактного механического взрывателя типа ВПДМ-1М с запалом МД-10, датчика цели в виде штанги. В конструкции мины применена также чугунная балластная плита, обеспечивающая штормоустойчивость при волнении до 5 баллов.

Оглавление Следующая