Общая схема стабилизатора, установленного на танке ПТ-76Б.
Для обеспечения положительного энергобаланса с учетом появления в танке стабилизатора вооружения и других энергоемких потребителей на танковый двигатель установлен более мощный (6,5 кВт) генератор.
Весной 1959 г. фары ФГ-10 и ФГ-26 заменили фарами серии ФГ-100. Внешне они практически не отличались, но обладали повышенной прочностью. Всего были смонтированы три фары: ФГ-102 со СМУ (слева), ФГ-100 с ИК-фильтром (справа) и ФГ-101 белого света (на башне на поворотном кронштейне) . Машина в данном виде выпускалась относительно недолго, с 1957 по 1962 г.
С октября 1962 г. для улучшения водоходных качеств танка были введены корпуса увеличенного водоизмещения. Высота корпуса увеличилась на 70 мм, а наклон нижнего лобового листа уменьшился с 45 до 35°. Это, кстати, вносит путаницу для многих исследователей нашего танкостроения, поскольку в некоторых официальных изданиях говорилось, что высота корпуса ПТ-76 была увеличена на 130 мм (все правильно, но в два приема за 5 лет).
Во время эксплуатации модернизировались и ранее выпущенные машины. При капитальном ремонте на танках ранних выпусков орудия заменялись на более современные Д-56ТМ. С 1967 г. вместо пулеметов СГМТ устанавливались ПКТ. Водители получали приборы ночного видения ТВН-2Б, фары ФГ-100 и ФГ-102 заменялись на ФГ-125 и ФГ-126. В 1960-е гг. радиостанции Р-113 уступили место Р-123, а ТПУ Р-120 — Р-124. Во время капитального ремонта ходовой части опорные катки на старых машинах меняли на новые катки с выштамповками. В итоге ПТ-76 ранних серий после капитального ремонта было очень трудно отличить от танков поздних выпусков.
Производство ПТ-76 и ПТ-76Б продолжалось с 1952 по 1969 г. При этом было выпущено 4172 танка, 941 из которых пошел на экспорт. ПТ-76 до сих пор состоит на вооружении, хотя точных данных о количестве машин в армии нет. За 20 лет на базе этих танков и бронетранспортеров был создан целый ряд машин различного назначения (только в КБ ЛКЗ восемь образцов), в том числе БТР-50М, «Пингвин», ТСМ, СПУ-Л, «объект210», «объект 211», «объект 280», «объект 76» и др.
Размещение приборов и узлов стабилизатора танка ПТ-76Б:
1 — пульт управления ПУ; 2 — механизм поворота башни МБ; 3 — исполнительный двигатель ИД; 4 — гироблок ГБ; 5 — подъемный механизм пушки МП; 6 — рычаг переключения подъемного механизма; 7 — исполнительный цилиндр ЦИ; 8 — дополнительный бак БП; 9 — вторая распределительная коробка К2; 70 — гидроусилитель ГУ; 11 — прибор автоблокировки ПА; 12 — первая распределительная коробка К,; 13 — электромашинный усилитель ЭМУ; 14 — преобразователь П.
В армии танк пользовался большой популярностью. ПТ-76, кроме того что зарекомендовал себя очень надежной и маневренной машиной, был, к тому же, достаточно легким и компактным. Эти преимущества обусловили очень широкое использование ПТ-76 в Сухопутных войсках и в морской пехоте. Сведения о точном количестве боевой техники в армии всегда являлись закрытыми. Поэтому можно привести лишь некоторые открытые цифры. По договору о сокращении обычных вооружений на ноябрь 1990 г. в европейской части СССР находилось 602 ПТ-76. Танк до сих пор находится на вооружении (в настоящее время Внутренних войск МВД РФ) и принимал участие в Чеченском конфликте.
Тактико-технические характеристики |
||
ПТ-76 |
ПТ-76Б |
|
Год принятия на вооружение |
1952 |
1962 |
СТЗ |
ВгТЗ |
|
Годы выпуска |
1952—1963 |
1958—1973 |
Масса, т |
14,0+2% |
14,4+2% |
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
Удельное давление на фунт, кг/см2 |
0,47 |
0,48 |
Вооружение: |
||
пушка |
1х76,2-мм Д-56Т |
1х76,2-мм Д-56ТС |
спаренный пулемет |
1х7,62-мм СГМТ |
1х7,62-мм СГМТ |
автомат |
1х7,62-мм АК-47 |
1х7,62-мм АК-47 |
Боекомплект: |
||
76,2-мм снарядов |
40 |
40 |
7,62-мм патронов для пулемета |
1000 |
1000 |
7,62-мм патронов для автомата |
300 |
300 |
ручных гранат Ф-1 |
15 |
15 |
Двигатель: |
Многотопливный дизель В-6 |
|
мощность, л.с |
240 при 1800 об/мин |
|
удельная мощность, л.с./т |
17,1 |
16,9 |
Скорость, км/ч: |
||
максимальная на пятой передаче |
44 |
44 |
средняя по шоссе |
30—35 |
30—35 |
средняя по проселку |
20—25 |
20—25 |
на плаву |
10,2 |
10,2 |
задним ходом |
3—5 |
3—5 |
Запас хода, км: |
||
по шоссе |
370 |
510 |
по грунтовой дороге |
270—320 |
410—180 |
на плаву |
120 |
180 |
Запас топлива во внутренних баках, л |
250 |
380 |
Запас топлива во внешних баках, л |
— |
190 |
Преодолеваемые препятствия: |
||
максимальный уклон |
38° |
38° |
максимальный крен |
11° |
11° |
стенка, м |
1,1 |
1,1 |
ров, м |
2,8 |
2,8 |