Предыдущая Оглавление Следующая

PT76D052.jpg

Общая схема стабилизатора, установленного на танке ПТ-76Б.

Для обеспечения положительного энергобаланса с учетом появления в танке стабилизатора вооружения и других энергоемких потребителей на танковый двигатель установлен более мощный (6,5 кВт) генератор.

Весной 1959 г. фары ФГ-10 и ФГ-26 заменили фарами серии ФГ-100. Внешне они практически не отличались, но обладали повышенной прочностью. Всего были смонтированы три фары: ФГ-102 со СМУ (слева), ФГ-100 с ИК-фильтром (справа) и ФГ-101 белого света (на башне на поворотном кронштейне) . Машина в данном виде выпускалась относительно недолго, с 1957 по 1962 г.

С октября 1962 г. для улучшения водоходных качеств танка были введены корпуса увеличенного водоизмещения. Высота корпуса увеличилась на 70 мм, а наклон нижнего лобового листа уменьшился с 45 до 35°. Это, кстати, вносит путаницу для многих исследователей нашего танкостроения, поскольку в некоторых официальных изданиях говорилось, что высота корпуса ПТ-76 была увеличена на 130 мм (все правильно, но в два приема за 5 лет).

Во время эксплуатации модернизировались и ранее выпущенные машины. При капитальном ремонте на танках ранних выпусков орудия заменялись на более современные Д-56ТМ. С 1967 г. вместо пулеметов СГМТ устанавливались ПКТ. Водители получали приборы ночного видения ТВН-2Б, фары ФГ-100 и ФГ-102 заменялись на ФГ-125 и ФГ-126. В 1960-е гг. радиостанции Р-113 уступили место Р-123, а ТПУ Р-120 — Р-124. Во время капитального ремонта ходовой части опорные катки на старых машинах меняли на новые катки с выштамповками. В итоге ПТ-76 ранних серий после капитального ремонта было очень трудно отличить от танков поздних выпусков.

Производство ПТ-76 и ПТ-76Б продолжалось с 1952 по 1969 г. При этом было выпущено 4172 танка, 941 из которых пошел на экспорт. ПТ-76 до сих пор состоит на вооружении, хотя точных данных о количестве машин в армии нет. За 20 лет на базе этих танков и бронетранспортеров был создан целый ряд машин различного назначения (только в КБ ЛКЗ восемь образцов), в том числе БТР-50М, «Пингвин», ТСМ, СПУ-Л, «объект210», «объект 211», «объект 280», «объект 76» и др.

PT76D053.jpg

Размещение приборов и узлов стабилизатора танка ПТ-76Б:

1  — пульт управления ПУ; 2 — механизм поворота башни МБ; 3 — исполнительный двигатель ИД; 4 — гироблок ГБ; 5 — подъемный механизм пушки МП; — рычаг переключения подъемного механизма; 7  — исполнительный цилиндр ЦИ; 8 — дополнительный бак БП; 9 — вторая распределительная коробка К2; 70 — гидроусилитель ГУ; 11 — прибор автоблокировки ПА; 12 — первая распределительная коробка К,; 13 — электромашинный усилитель ЭМУ; 14 — преобразователь П.

В армии танк пользовался большой популярностью. ПТ-76, кроме того что зарекомендовал себя очень надежной и маневренной машиной, был, к тому же, достаточно легким и компактным. Эти преимущества обусловили очень широкое использование ПТ-76 в Сухопутных войсках и в морской пехоте. Сведения о точном количестве боевой техники в армии всегда являлись закрытыми. Поэтому можно привести лишь некоторые открытые цифры. По договору о сокращении обычных вооружений на ноябрь 1990 г. в европейской части СССР находилось 602 ПТ-76. Танк до сих пор находится на вооружении (в настоящее время Внутренних войск МВД РФ) и принимал участие в Чеченском конфликте.

Тактико-технические характеристики

ПТ-76

ПТ-76Б

Год принятия на вооружение

1952

1962

СТЗ

ВгТЗ

Годы выпуска

1952—1963

1958—1973

Масса, т

14,0+2%

14,4+2%

Экипаж, чел.

3

3

Удельное давление на фунт, кг/см2

0,47

0,48

Вооружение:

пушка

1х76,2-мм Д-56Т

1х76,2-мм Д-56ТС

спаренный пулемет

1х7,62-мм СГМТ

1х7,62-мм СГМТ

автомат

1х7,62-мм АК-47

1х7,62-мм АК-47

Боекомплект:

76,2-мм снарядов

40

40

7,62-мм патронов для пулемета

1000

1000

7,62-мм патронов для автомата

300

300

ручных гранат Ф-1

15

15

Двигатель:

Многотопливный дизель В-6

мощность, л.с

240 при 1800 об/мин

удельная мощность, л.с./т

17,1

16,9

Скорость, км/ч:

максимальная на пятой передаче

44

44

средняя по шоссе

30—35

30—35

средняя по проселку

20—25

20—25

на плаву

10,2

10,2

задним ходом

3—5

3—5

Запас хода, км:

по шоссе

370

510

по грунтовой дороге

270—320

410—180

на плаву

120

180

Запас топлива во внутренних баках, л

250

380

Запас топлива во внешних баках, л

190

Преодолеваемые препятствия:

максимальный уклон

38°

38°

максимальный крен

11°

11°

стенка, м

1,1

1,1

ров, м

2,8

2,8

Предыдущая Оглавление Следующая