Предыдущая Оглавление Следующая

Одной из задач, которую американским специалистам пришлось решать при отработке системы материально-технического обеспечения, явилась безопасная погрузка ракет на подводную лодку. Основным фактором, осложнявшим проблему, служили непериодические колебания корабля на поверхности моря. Проблема была преодолена нетривиальным образом. Ракета, подготовленная к погрузке, находилась в специальном контейнере. Перед погрузкой контейнер с ракетой приводился с помощью крановой системы в вертикальное положение. Нижний его торец совмещался с верхней частью ракетной шахты на подводной лодке и закреплялся с помощью замков и растяжек на лодке. При этом выверялись вертикальные оси и ликвидировались погрешности. В этом случае контейнер и подводная лодка представляли собой единую конструкцию. Затем с помощью все той же крановой системы ракета (после отдачи креплений) опускалась из контейнера в пусковую трубу ракетной шахты подводной лодки и фиксировалась центрирующим устройством и осевой опорой. Подобная процедура погрузки ракет могла производиться как береговыми кранами, так и грузоподъемными устройствами на специальном судне снабжения.

В декабре 1962 г. в г. Чарлстоне (шт. Южная Каролина) судно «Ханли» приняло на борт ракеты «Поларис А-1» и «Поларис А-2» и 9 января следующего года прибыло на базу ПЛАРБ Холи-Лох (Великобритания), где сменило судно «Протеус», которое использовалось для обслуживания подводных лодок, вооруженных ракетами «Поларис А-1».

Ракеты «Поларис» для ПЛАРБ, патрулировавших в Атлантическом океане и Средиземном море, собирались на заводе в г. Чарлстоне. 11 сентября 1964 г. в Бангоре (шт. Вашингтон) вступил в строй завод по сборке ракет «Поларис», которыми оснащались ПЛАРБ для патрулирования в Тихом океане. Стоимость завода составила 44 млн. долл.

Боевой подготовкой ВМС США предусматривалось широкое использование различных тренажеров, предназначенных для формирования у личного состава ПЛАРБ необходимых навыков в обслуживании и использовании боевой техники без выхода в море. Эти тренажеры представляли собой сложные автоматические системы, воспроизводившие в процессе обучения условия, весьма близкие к реальным.

PolA2011.jpg

Обучение личного состава центрального поста ПЛАРБ на тренажере Школы подводного плавания в г. Нью-Лондоне (США).

Так, при школе подводного плавания в Нью-Лондоне (шт. Коннектикут) был создан комплекс тренажеров для подготовки экипажей атомных подводных лодок, в том числе ПЛАРБ. Важнейшей частью комплекса служили ЭВМ непрерывного действия и цифровые машины. Они обеспечивали постоянное численное интегрирование дифференциальных уравнений движения подводной лодки при заданных внешних условиях с выдачей выходных данных как на приборы тренажеров и пульты управления ими, так и непосредственно в систему управления различными механизмами, имитирующими основные движения лодки, кроме рыскания на курсе и перемещения по вертикали.

Комплекс предназначался главным образом для подготовки личного состава к управлению погружением и всплытием лодки, ее системами и рулями. Тренажеры представляли собой точные копии центрального поста подводной лодки, а также рулевых постов. На тренажерах воспроизводились углы дифферента до ±45° и крена до ±30°. Эти условия использовались для отработки действий подводников при резких маневрах и в различных аварийных ситуациях. На тренажерах имитировались звуки, возникавшие, например, при продувании и заполнении цистерн главного балласта, повреждении клапанов воздушных систем и т.п.

Для личного состава ракетных подводных лодок в учебно-тренировочных центрах в г. Нью-Лондоне и Чарлстоне созданы комплексы тренажеров общей стоимостью 7,2 млн. долл. Каждый комплекс состоял из вычислительного центра, макетов центральных постов и других командных пунктов трех ПЛАРБ со всем штатным оборудованием, пультом инструктора и комнаты командных игр с большим проекционным экраном.

Процедура пуска ракет

Ракета «Поларис А-2» запускалась с глубины 25—35 м сжатым воздухом высокого давления, подаваемого автономной воздушной системой. Глубина старта (до киля) 40 м. При пуске скорость ПЛАРБ — 5 узлов, волнение моря — 6 баллов. Тип старта — «сухой».

Система управления ракетной стрельбой на ПЛАРБ типа «Этен Аллен» осталась такой же, как и у первых ракетоносцев. Первая ракета могла стартовать через 15 мин после получения соответствующего приказа.

Отмечалось, что время предстартовой подготовки из повседневной боевой готовности составляло 15 мин, из повышенной боевой готовности — около 1 мин, время пребывания БРПЛ в повышенной боевой готовности — около 1 мин. Порядок пуска БРПЛ последовательный, нефиксированной очередности. Время полета БРПЛ при стрельбе на максимальную дальность — около 15,2 мин.

Пусковые шахты оборудовались специальной блокирующей системой, исключавшей возможность выдачи сигнала «Пуск», если подготовка к пуску ракеты еще не закончена (например, при закрытых крышках шахт, если не выровнено давление в шахте или не сняты стопорные кольца с ракеты и т.д.). Блокирующая система исключала возможность включения двигателя в шахте или его самовоспламенение.

В печати того времени описывалась уставная процедура запуска ракет «Поларис А-2» с подводной лодки «Этен Аллен»*. Запуск мог быть произведен только после получения кодированного приказа от президента США, а в случае его гибели — от определенных лиц, непосредственно подчиненных президенту. По получении приказа командир ПЛАРБ и его старший помощник одновременно, каждый с помощью своего ключа, должны были вскрыть в присутствии третьего офицера сейф, из которого извлекалось боевое задание с номером, указанным в кодированном приказе. Приказ на подводной лодке декодировался, и подлинность его проверялась двумя специально выделенными для этой цели офицерами, которые производили сличение с кодом, хранившимся в одном из сейфов лодки.

Немедленно по получении приказа еще до проверки его подлинности командир лодки или лицо, его замещающее, подавал команду: «Боевая тревога, ракетная атака». После подтверждения подлинности следовала вторая команда: «Готовность ISQ (высшая степень готовности)».

Во избежание несанкционированного запуска в цепи управления запуском было встроено блокирующее устройство, для выключения которого в трех различных помещениях лодки — в штурманской рубке, на посту управления и в командирской рубке — в специальные гнезда последовательно вставлялись и поворачивались ключи. Ключ командира хранился в сейфе, который сам помещен в сейф. Шифр замка внешнего сейфа знали только старший помощник и его дублер, шифр замка внутреннего сейфа — один из офицеров лодки и его дублер. Ни один человек не знал шифров обоих сейфов. Когда на лодке объявлялась боевая тревога, старший помощник и упомянутый офицер открывали сейфы и доставляли командиру его ключ.


Engineering. 1963, v. 215, № 5590, p. 486; Time. 1963, v.81,№ И, р. 18.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz