Подводные лодки типа «Лафайет» и «Бенджамин Франклин», вооруженные ракетами «Поларис А-3» |
||||||
Название подводной лодки |
Номер лодки |
Головная судостроительная верфь |
Дата закладки лодки |
Дата спуска на воду |
Дата вступления в состав ВМС США |
Год вывода из состава |
«Лафайет» |
616 |
EBD |
17.01.61 |
8.05.62 |
23.04.63 |
1991 |
«Александр Гамильтон» |
617 |
EBD |
26.06.61 |
18.08.62 |
27.06.63 |
1993 |
«Эндрю Джексон» |
619 |
MINS |
26.04.61 |
15.09.62 |
3.07.63 |
1989 |
«Джон Адамс» |
620 |
PNS |
19.05.61 |
12.01.61 |
12.05.64 |
1989 |
«Джеймс Монро» |
622 |
NNSD |
31.06.61 |
4.08.62 |
7.12.63 |
1990 |
«Натан Хейл» |
623 |
EBD |
2.10.61 |
12.01.63 |
23.11.63 |
1986 |
«Вудро Вильсон» |
624 |
MINS |
13.09.61 |
22.02.63 |
27.12.63 |
1994 |
«Генри Клей» |
625 |
NNSD |
23.10.61 |
30.11.62 |
20.02.64 |
1990 |
«Дэниэл Вебстер» |
626 |
EBD |
28.12.61 |
27.04.63 |
9.04.64 |
1990 |
«Джеймс Мэдисон» |
627 |
NNSD |
5.03.62 |
15.03.63 |
28.07.64 |
1992 |
«Текумсе» |
628 |
EBD |
1.06.62 |
22.06.63 |
29.05.64 |
1993 |
«Дэниэл Бун» |
629 |
MINS |
6.02.62 |
22.06.63 |
23.04.64 |
1994 |
«Джон К. Калхаун» |
630 |
NNSD |
4.06.62 |
22.06.63 |
15.09.64 |
1994 |
«Юлиссис Грант» |
631 |
EBD |
18.08.62 |
2.11.63 |
17.07.64 |
1992 |
«Фон Штойбен» |
632 |
NNSD |
4.09.62 |
18.10.63 |
30.09.64 |
1994 |
«Казимир Пуласки» |
633 |
EBD |
12.01.63 |
1.02.64 |
14.08.64 |
1994 |
«Стоунволл Джексон» |
634 |
MINS |
4.07.62 |
20.11.63 |
26.08.64 |
1995 |
«Сэм Рэйберн» |
635 |
NNSD |
3.12.62 |
20.12.63 |
2.12.64 |
1989 |
«Натаниэл Грин» |
636 |
PNS |
21.05.62 |
12.05.64 |
19.12.64 |
1986 |
«Бенджамин Франклин» |
640 |
EBD |
25.05.63 |
5.12.64 |
22.10.65 |
1993 |
«Симон Боливар» |
641 |
NNSD |
17.04.63 |
22.08.64 |
29.10.65 |
1995 |
«Камехамеха» | 642 | MINS | 2.05.63 | 16.01.65 | 10.12.65 | 2002 |
«Джордж Бэнкрофт» |
643 |
EBD |
24.08.63 |
20.03.65 |
22.01.66 |
1993 |
«Льюис И. Кларк» |
644 |
NNSD |
29.07.63 |
21.11.64 |
22.12.65 |
1992 |
«Джеймс К. Полк» |
645 |
EBD |
23.11.63 |
22.05.65 |
16.04.66 |
1999 |
«Джордж С. Маршалл» |
654 |
NNSD |
2.03.64 |
21.05.65 |
29.04.66 |
1992 |
«Генри Л. Стимсон» |
655 |
EBD |
4.04.64 |
13.11.65 |
20.08.66 |
1993 |
«Джордж В. Карвер» |
656 |
NNSD |
24.08.64 |
14.08.65 |
15.06.66 |
1993 |
«Фрэнсис Скотт Ки» |
657 |
EBD |
5.12.64 |
23.04.66 |
3.12.66 |
1993 |
«Мариано Д. Вальехо» |
658 |
MINS |
7.07.64 |
23.10.65 |
16.12.66 |
1995 |
«Уилл Роджерс» |
659 |
EBD |
20.03.65 |
21.07.66 |
1.04.67 |
1993 |
Примечания.
EBD — Electric Boat Division (отделение фирмы General Dynamics). MINS — Mare Island Naval Shipyard (государственная верфь на о. Мейер). PNS — Portsmouth Naval Shipyard (государственная верфь в Портсмуте). NNSD — Newport News Shipbuilding and Drydock.
Инженеры фирмы «Вестингауз» указывали, что наиболее трудной частью в разработке новой системы явилось создание ракетного двигателя с точно определенным временем горения топлива. Заряды ракетных двигателей системы выбрасывания были спроектированы таким образом, чтобы обеспечить их прогрессивное горение. Тем самым поступление парогазовой смеси в стартовую шахту осуществлялось по строго заданному режиму, обеспечивающему постоянство давления в ней по мере подъема ракеты в шахте. Специалисты фирмы «Вестингауз» и Аллеганской баллистической лаборатории провели исследования большого числа ракетных двигателей в поисках наиболее оптимального и безопасного варианта. В результате был выбран двигатель с необходимыми параметрами.
Корпус двигателя выполнялся из массивной стали. Для проверки безопасности двигатель был помещен более чем на час в костер из дров, облитых нефтью, и все же топливный заряд не воспламенился. В другом случае ракетный двигатель сбрасывался с высоты 15 м на стальную плиту, но и в этом случае заряд не детонировал.
Новая система выбрасывания ракет из шахты не требовала каких-либо клапанов, как это имело место у прежнего варианта; парогазовая смесь в ней поступала непосредственно в шахту. Так как время воздействия парогазовой смеси на корпус баллистической ракеты было сравнительно невелико (менее двух секунд), высокая температура парогазовой смеси не вызывала повреждения корпуса или двигателя ракеты. Парогазовая система выбрасывания ракет впервые была применена на ПЛАРБ «Натан Хейл», а оба изменения стартовой установки впервые реализовали лишь на ракетной подводной лодке «Джеймс Мэдисон». Стартовыми установками усовершенствованного типа оборудовались, прежде всего, последние 22 из 31 ПЛАРБ типа «Лафайет».
Время предстартовой подготовки первой ракеты составляло 15 мин, и запуск остальных 15 мог быть произведен с интервалом не более минуты.
Стрельба осуществлялась на любом курсе подводной лодки из подводного положения с глубины 30 м. Перед открыванием крышек пусковых шахт производился наддув полости шахты с целью выравнивания давления в надмембранной полости с давлением забортной воды на крышку. Запуск ракеты осуществлялся следующим образом: по сигналу системы Мк-84 ракета выходила из воды со скоростью 60 м/с.
На высоте 20—30 м по сигналу датчика ускорений срабатывал воспламенитель, от которого начинал работу РДТТ первой ступени. На этом участке траектории гиростабилизированная платформа (ГСП) ориентировала ракету на цель и удерживала ее в вертикальном положении. После выгорания топлива примерно на высоте 20 км первая ступень отделялась, и через некоторое время с помощью заряда ВВ из пентритового шнура отделялся переходник. После небольшого замедления включался РДТТ второй ступени, и далее ракета полностью управлялась по сигналам ЭВМ. Продолжительность работы РДТТ второй ступени зависела от дальности стрельбы и прекращалась в нужный момент с помощью отсечного реверсивного устройства. При выходе из атмосферы на высоте около 10 км от действия вспомогательного РДТТ Мк-20 сбрасывался вперед в сторону носовой обтекатель и здесь же подавался сигнал на взвод системы отделения носового конуса.