Предыдущая Оглавление Следующая

Тем не менее про одну такую трагедию мне рассказали довольно подробно:

«1982 или 1983 г. Боуград. БМД-1 после выхода из реки пыталась взобраться на гору, но не хватило мощи. Съехали вниз, прямо в воду. При этом машина носом и частью гусениц опиралась на обрывистый берег. Двигатель заглох, а силовые цилиндры механизма защиты двигателя от попадания воды (МЗД), по-видимому, заклинило, из-за чего вода через МЗД стала поступать в МТО. Работал ли при этом насос для откачки воды, неизвестно. Люди пытались что-то сделать до самого последнего момента, не видя опасности своего положения. По ходу затопления БМД-1 развернуло кормой по течению, при этом одна из гусениц и нос машины сошли с берега, и она опиралась на берег только одной из гусениц. Продолжая погружаться кормой с креном на дальний от берега борт, машина внезапно перевернулась «на спину» и практически мгновенно затонула. В итоге два трупа. Один в башне, другой в корпусе».

Это было записано в мае 1986 г. со слов полковника Шмакова Вячеслава Михайловича, на тот момент начальника бронетанковой службы ВДВ. Кроме него в беседе принимали участие еще несколько офицеров ВДВ и ГБТУ. Надо сказать, что Вячеслав Михайлович крайне неохотно рассказывал про тот случай. Сильно переживал. Мне приходилось буквально клещами тянуть из него каждую подробность, всякий раз напоминая, что это мне надо не для романа или стенгазеты.

Гораздо легче пошло дальше, когда Шмаков «вошел в тему» и стал выдавать весьма интересные моменты:

«В войсках после ремонта довольно часто забывают поставить прокладку в стык бортовой передачи (БП) с корпусом или неправильно контрят ее болты крепления. В ходе пробегов болты отворачиваются и в образовавшийся зазор набивается грязь. Когда машины моют, на стыки БП не смотрят, а затем еще и красят. Так что при замочке никаких течей не обнаруживается. Зато в ходе движения к водной преграде краска со стыка облезает, а грунт в стыке трескается. Если машина с таким дефектом длительно находится в воде, то в конце концов грязь в стыке откисает и получается весьма серьезная течь.

Конкретный случай. В 1982 или 1983 г. в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище машина с упомянутым дефектом, находясь на плаву примерно 12 мин, стала тонуть. Подошла однотипная и взяла тонущего собрата на буксир. Вот только не на быстрорасцепляющуюся, а на жесткую сцепку. Потонули обе. Жертв не было».

В ходе рассказа Вячеслав Михайлович весьма забавно демонстрировал, как он, находясь на берегу метрах в ста от терпящих бедствие, кричал и выплясывал, пытаясь привлечь к себе внимание лихих курсантов, ладящих жесткую сцепку.

Здесь полковник Никитин Юрий Михайлович, офицер штаба ВДВ, добавил, что только в 1984 г. в рязанском училище разными способами утопили пять БМД.

Далее полковник Шмаков сказал, что часто при отработке на плаву заезда во «дворик» задним ходом с БМД и БТР-Д происходит следующее: тросик буйка, прикрепленный к прицепному устройству машины, затягивает в трубу водомета, при этом лопасти рабочего колеса ломаются, разрушая стенки водомета. На плаву такая машина тонет в течение одной-двух минут.

При длительном нахождении на плаву износ втулок балансиров последнего и предпоследнего опорных катков машин семейства БМД-1 приводит к их затоплению. Никакая шприцовка не помогает. Только за последнее время было несколько случаев.

Обычные (можно сказать, ожидаемые) причины затоплений машин ВДВ, от большей к меньшей частости случаев, выстраиваются в ряд:
-   отсутствие лючка КПП после мойки;
-  выбивание лючка подогревателя (прыгают в воду, а лючок на 1
-2 нитках резьбы);
-  открытие защелки кормового люка.

Последнее было проиллюстрировано подполковником Валиулиным Валерием Мазидовичем, офицером НТК ГБТУ.

1975 г. Лето. Тактические учения одной из первых частей на БМД-1 с «форсированием» реки Неман. Подход к реке в развернутом боевом порядке (т.е. в линию) по чрезвычайно пологому пляжу на третьей передаче при максимальных оборотах. При такой скорости, естественно, произошло интенсивное заныривание машин (было бы точнее сказать, имело место интенсивное волнообразование. Прим. автора.) с захлестыванием открытого для воздухозабора башенного лючка выдачи ПТУР «Малютка». У следовавшего в одной из БМД-1 помощника НачПО по комсомолу отказали нервы, и он открыл задний десантный люк, а затем выскочил из машины. Затопление БМД произошло практически мгновенно, примерно в 20 м от уреза воды на малой глубине (вода была чуть выше крыши МТО). Виновник происшествия умудрился только замочить сапоги. Остальные БМД успешно преодолели реку.

Этот случай было просто необходимо дополнить, и мной была представлена собравшимся следующая запись:

«В 1985 г. из беседы с начинающим преподавателем тактики академии БТВ, только что прибывшим из Группы советских войск в ГДР, мне стало известно, что в ходе ежегодных итоговых учений с форсированием реки Эльбы обязательно происходили один-два трагических случая. Сценарий один и тот же. У кормовых топливных баков наших БМП, расположенных на десантных дверях, имеется слив, который «естественно» подтекает. В результате уплотнение дверей в этом месте разбухает и на плаву появляется заметная, но отнюдь не аварийная течь. В ходе преодоления водной преграды, которое, к тому же, всегда происходило ночью, появление указанной течи вызывало панику среди десанта, состоявшего преимущественно из жителей Средней Азии, известных своей водобоязнью. Обезумевший десант ухитрялся каким-то образом «открыть корму». Машина мгновенно теряла продольную остойчивость и уходила в воду носом вперед. При этом у механика-водителя и сидящего за ним практически не было шансов. Виновников же происшествия вылавливали из Эльбы, причем живьем тоже далеко не всех».

Прочитав этот текст, подполковник Валиулин заметил, что, когда он служил в Кубинке, то в бассейне у них затонула БМП-1. В машине был только экипаж. Десантную дверь забыли задраить, и находилась она на защелке, предназначенной для воспрепятствования внешнему проникновению (т.е. дверь и не пытались задраить). Время затопления составило 20 с. Благо, что на незначительной глубине. Так что он считает, что во всех случаях, упомянутых преподавателем академии, был саботаж дверь умышленно, по трусости, оставляли приоткрытой, потому что открыть ее, будь она задраена, на плаву невозможно из-за противодавления.

Я, впрочем, сомневаюсь в таком рискованном саботаже. Скорее всего, товарищ из академии не упомянул о том, что паника наступала при таком дифференте машины, вызванном течами, когда при открытии люков десанта на крыше вода хлынет внутрь. И кормовые двери тут были ни при чем.

Полковник Бражников Юрий Акимович, офицер НТК ВДВ, обратил наше внимание на то, что бывает и комбинация причин затопления машин, приведя такие примеры. 1973 г. БМД-1 в перегруженном состоянии (10 человек, в том числе трое или четверо «на броне») ночью пыталась «форсировать» реку шириной 75 м. Механик-водитель забыл ввернуть крышку под левым топливным баком. Время затопления примерно 20 с. Ситуацию усугубило то, что «народ», заметив появление воды, стал покидать машину через кормовой люк. Затопление шло «на ровном киле». Жертв не было.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz