Семен Федосеев
Проблемы, связанные с подготовкой, проведением и обеспечением крупнейшей десантной операции Второй мировой войны «Оверлорд» по высадке в Нормандии, потребовали множества новых технических решений в различных областях, в том числе новых специальных бронированных машин.
Серьезную ставку командование союзников делало, в частности, на плавающие танки типа DD (Duplex Drive — «двойного управления», имелось в виду управление на суше и на плаву). Поскольку было ясно, что даже при превосходстве в воздухе и мощном огне с моря полностью уничтожить подготовленную германскую оборону на берегу не удастся, танки DD должны были высадиться с первой волной десанта и стать главным средством непосредственной огневой поддержки как для пехоты, так и для инженерных подразделений и различных инженерных машин.
Сама система DD, как и большинство технических новинок, примененных при высадке в Нормандии, была британским детищем. Работы над ней начали еще в 1941 г. — битва за Англию была выиграна, пора было планировать уже высадку союзников на французском берегу Ла-Манша. За основу взяли идею военного инженера Николаса Штраусслера, венгра по происхождению, работавшего в Англии и известного рядом оригинальных разработок в области бронетанковой техники. Работу контролировал генерал-майор П. Хоббарт, командир 79-й бронетанковой дивизии, сформированной для испытаний и применения специальных машин. Придать танку плавучесть предполагалось за счет складного брезентового кожуха, который крепился на раму, приваренную по периметру корпуса машины, и в развернутом виде образовывал подобие понтона, водоизмещения которого хватило бы для поддержания танка на плаву. Движителем на плаву должен был служить гребной винт, приводимый от двигателя танка. Для поворота руля лодочного типа с места механика-водителя использовалась специально проложенная тросовая система.
В июне 1941 г. один легкий 7,6-тонный танк Мк VII (впоследствии эта модель получила имя «Тетрарх») в опытном порядке оснастили съемным гребным винтом и складным кожухом плавучести. Испытания плавающего танка в бассейне показали практическую применимость идеи Штраусслера. Более того, система позволяла придать плавучесть и более тяжелым танкам, и для дальнейших испытаний выбрали пехотный танк Мк III «Валентайн». Первоначально заказали 450 комплектов «Валентайн» DD.
Разработку комплекта окончили в июне 1942 г., и фирма «Метрополитэн-Кэммел Кэрриедж энд Вэгон Ко Лимитед» (один из производителей танков «Валентайн») переоборудовала соответствующим образом 625 танков модификаций III и VIII массой 17,8—18,6 т с 6-фунтовой (57-мм) пушкой и XI с 75-мм пушкой. «Валентайн» отличался неплохим бронированием, однако уже к концу 1942 г. безнадежно устарел из-за своей низкой скорости и маленькой башни, не позволявшей установить более тяжелое вооружение. Поэтому ожидать от него эффективной огневой поддержки при высадке на подготовленное к обороне побережье не приходилось, и изготовленные «Валентайны» DD использовались в основном для обучения экипажей и для отработки техники высадки. Подготовку вели у Инстоу (Северный Девон) и Инверури (Шотландия, учебный и испытательный центр амфибийных операций) , испытания танков DD вели и у Гаспорта. «Валентайн» Мк IX DD планировали отправить на Дальний Восток, но 105 машин попало в британские войска в Италии (из них 75 боевых и 30 учебных), а в конце 1944 г. несколько штук в качестве учебных — в Индию.
В опытном порядке в 1942 г. комплект DD установили на американский средний танк М3 (М3Е4). Оказалось, что система вполне пригодна и для таких громоздких машин, а для той роли, которая отводилась новому боевому средству, требовался именно средний танк. От идеи установки комплекта DD на танки «Кромвель» и «Черчилль» отказались (хотя «Черчилли» стали отличной базой для различных инженерных машин, которые потом и прикрывали танки DD).
Основными как для американских, так и для британских войск к этому времени стали американские средние танки М4 «Шерман» нескольких модификаций. «Шерман» был одним из лучших танков Второй мировой войны, и его использование в первой волне десанта было предпочтительнее. Неудивительно, что с апреля 1943 г. начались работы по приспособлению оборудования DD на танки «Шерман», которые вела та же фирма «Метрополитэн-Кэммел».
Танки «Валентайн» DD на борту десантно-высадочного корабля LCT (4). Башни танков развернуты назад, кожухи плавучести приведены в рабочее положение (кроме танка на переднем плане).