Предыдущая Оглавление Следующая

PzDD003.jpg

PzDD004.jpg

Установка гребных винтов на танке «Шерман» DD в рабочее положение. На левом снимке хорошо видна гидравлическая система подъема винта при выходе на берег.

Корпус танка герметизировали до высоты надгусеничных полок. Складной брезентовый кожух плавучести разворачивался накачкой воздуха из баллона в гибкие резиновые трубки, составлявшие каркас кожуха, и фиксировался распорками в виде шарнирных рам, образуя короб на каркасе высотой около 2 м и обеспечивая достаточное водоизмещение. Передняя часть кожуха благодаря форме рамы напоминала корабельный нос. Сама машина оказывалась при этом ниже поверхности воды, над которой оставалось около 1 м «чистого борта» кожуха. В корме машины ниже кожуха устанавливались два съемных трехлопастных гребных винта с приводом через конические шестерни от осей вращающихся направляющих колес танка, они обеспечивали танку на плаву на спокойной воде скорость в 4 узла (7,48 км/ч, на «Валентайне» DD гребной винт приводился особым валом трансмиссии). На плаву часть экипажа находилась на броне, подавая команды механику-водителю. Для надежного обеспечения воздухом обитаемого объема танки снабжались аппаратами Дэвиса. После выхода на сушу воздух из труб выпускался, кожух складывался, гребные винты поворачивались вверх, чтобы не цеплять грунт. В таком виде танк был готов к бою.

PzDD005.jpg PzDD006.jpg
Испытания танка с комплексом оборудования DD на плаву. Танк «Шерман» DD с установкой в рабочее положение кожуха плавучести и гребных винтов. Вид сзади.

Переделали танки модификаций М4А2 и М4А4 (в британской армии именовались соответственно «Шерман» III и V). Оба танка несли броню толщиной 76-38 мм, 75-мм пушки. 33-тонный М4А2 имел дизельный двигатель в 375 л. с. и скорость на суше до 45 км/ч (видимо, поэтому он так интересовал и американцев, и англичан), 35-тонный М4А4 — соответственно карбюраторный двигатель в 425 л.с. и скорость до 38 км/ч. В танки DD переделывали и «Шерманы Файрфлай» — британские модификации с более мощной 76-мм пушкой, имевшей больше шансов в борьбе с бронированными огневыми точками, чем американские 75-мм пушки. По сравнению с другими вариантами придания плавучести среднему танку комплект DD был компактнее, дешевле, позволял спустить с десантных средств флота вторжения в одной волне больше танков и обеспечивал танку возможность без помех вступать в бой после выхода на берег, быстро спустив воздух из трубок кожуха и убрав распорки: сложенный кожух высотой около 0,35 м не мешал ни управлению танком, ни повороту башни. На некоторых танках впереди каркаса ставился жесткий нос, к тому же, защищавший кожух спереди. О стрельбе на плаву, конечно, не шло и речи, хотя был разработан вариант установки на верхней раме кожуха двух дистанционно управляемых 7,62-мм пулеметов М1919А4 «Браунинг». Комплект плавучести мог выйти из строя даже от шальной пули, так что расчет делался в значительной степени на массу десантных средств (возвышавшийся над водой кожух напоминал с берега простую десантную лодку) и внезапность.

Некоторые разработки, связанные с танками DD и их применением в десантной операции в Нормандии, не вышли из стадии опытов. Среди них: плавающий БТР «Шерман» VDD — танк М4А4 со снятой башней и установкой вместо нее грибовидной крыши, предназначенный для высадки пехоты непосредственно вместе с танками DD; «Шерман» III DD, на который по бокам крепились авиационные пусковые установки JATOG №5 Мк I для разрушения ракетами береговых барбетов; «Шерман Топи» с поплавками спереди и сзади в дополнение к оборудованию DD для повышения плавучести и продольной остойчивости; «Шерман» DD Mk II с механическим приспособлением «Джинандит» для укладки впереди машины тканевого дорожного покрытия (мата с жесткими поперечинами) для преодоления илистых грунтов. Для танков DD разработали и испытали оборудование BELCH с отдельным насосом, которое создавало вокруг развернутого кожуха водяную завесу. Предполагалось, что эта завеса предохранит танки от огневодных заграждений (которые немцы, кстати, не применили), а также защитит машины на плаву от прицельного обстрела. Успели заказать 120 комплектов этого оборудования, но ставить их на танки не стали — они мешали свертыванию кожуха после выхода на берег.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz