Предыдущая Оглавление Следующая

Создание самолетной системы «Кайра», в первую очередь исходя из специфики наведения управляемых бомб, обеспечило ее носители весьма эффективным средством наведения ракет с лазерными ГСН, способствующим их эффективному применению не только с горизонтального полета, но и со сложных видов маневра.

В 1975 г. аппаратурой «Кайра» оборудовали самолет №361 — первый МиГ-23БК. Со следующего года к испытаниям этой системы подключился МиГ-23БК №362, а с 1977 г. — №363 и №364. Отработка новой прицельной системы велась в основном на этих одноместных боевых самолетах, так как дооборудование предназначенной для «Кайры» летающей лаборатории Ан-26К затянулось до 1975 г., а ее полеты начались лишь в следующем году. Последним управляемое вооружение с лазерным наведением получил Су-24М — в 1977— 1978 гг. испытания с «Кайрой» и Х-25 проходил его прототип Т-6-22.

В середине 1980-х гг. было отработано и применение Х-25Л (или Х-25МЛ) с использованием еще более совершенной системы — разработанного красногорским механическим заводом «Зенит» прицельного комплекса «Шквал», предназначенного для «противотанкового» Су-25Т и боевого вертолета Ка-50. Наряду с лазерным дальномером-целеуказателем «Шквал» включал телевизионный канал наблюдения, средства автоматического сопровождение цели. Оптико-электронные средства «Шквала» способны обеспечить обнаружение цели и слежение за ней в пределах сектора ±35° по азимуту и по углу места в диапазоне от +5 до -80°.

RAstr031.jpg

Пуск ракеты Х-25 с истребителя-бомбардировщика Су-17М4.

Как испытания, так и последующее применение Х-25 выявили органический недостаток этой ракеты. Как и при использовании ракет «воздух—воздух», пуск Х- 25 допускался только после достижения устойчивого захвата сигнала от цели головкой самонаведения. Неблагоприятные метеорологические условия многократно снижали прозрачность атмосферы и соответственно дальность устойчивого захвата. Летчик порой не успевал осуществить пуск до достижения минимальной разрешенной дальности, определяемой из условия недопущения дальнейшего входа самолета в зону, опасную из-за самопоражения разрывом боевой части Х-25. В случае реальных боевых действий против сильного противника этот фактор проявился бы в еще большей мере из-за сильного задымления и запыления воздуха от разрывов боеприпасов, пожаров, движения масс колесной и, в особенности, гусеничной боевой техники.

Тем не менее несомненной заслугой калининградского ОКБ и работавших с ним смежных организаций является то, что ракета Х-25 стала первенцем советского управляемого оружия с лазерным наведением. Ее разработка открыла путь для создания других средств поражения с аналогичными системами наведения, включая ракеты Х-25Л и корректируемые бомбы. Степень новизны и особой значимости лазерной техники в первый период ее освоения характеризует то, что из соображений секретности даже имеющим необходимую форму допуска машинисткам не доверялось печатать термин «лазерное» и исполнители от руки вписывали ручкой это слово в уже отпечатанный материал.

RAstr032.jpg

Управляемая авиационная ракета класса «воздух—поверхность» Х-25МЛ.

RAstr033.jpg

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К с ракетами Х-25.

Разработка ракеты Х-25, развернутая в бытность главным конструктором КБ «Звезда» Ю.К. Королева, завершилась под руководством Виктора Никифоровича Бугайского, занявшего в 1973 г. эту должность. На протяжении многих десятилетий жизненный путь Бугайского был связан со знаменитым авиаконструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным, с должности первого заместителя которого Виктор Никифорович ушел на также весьма значимый пост в организацию известного конструктора ракетной техники Владимира Николаевича Челомея.

Огромный технический опыт и обширные профессиональные связи, приобретенные Бугайским за годы работы в ведущих КБ авиационной и ракетной отраслей, были, несомненно, ценным приобретением для относительно скромной калиниградской организации. Освободившись от положения «вечного зама», Бугайский полностью раскрыл свои способности к инициативной самостоятельной деятельности как главы «фирмы». В годы его руководства с созданием Х-25М удалось не только успешно завершить линию унифицированных ракет, начатую Х-66, но и развернуть работы по принципиально новым ракетам Х-31 и Х-35, определившим дальнейшие перспективы развития предприятия.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz