Предыдущая Оглавление Следующая

RDTTR030.jpg RDTTR032.jpg RDTTR033.jpg RDTTR034.jpg

Руководитель группы по разработке PC в РНИИ Л.Э. Шварц.

Инженер-механик по пороховым снарядам РНИИ Д.А. Шитов.

Инженер-конструктор РНИИ Ю.А. Победоносцев.

Инженер-механик РНИИ И. И. Гвай.

RDTTR035.jpg RDTTR036.jpg RDTTR037.jpg

Инженер-механик РНИИ А.П. Павленко.

Инженер-механик РНИИ Ф.Н. Пойда.

Инженер-механик РНИИ  В.Г. Бессонов.

В июне 1938 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ) РККА выдало НИИ-3 ТТЗ на разработку специального 132-мм реактивного снаряда и самоходной многозарядной залповой установки. К этому времени в институте был разработан 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13. Головная часть снаряжалась зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого использовались контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Стабилизация снаряда в полете обеспечивалась с помощью четырех хвостовых стабилизаторов. Дальность полета достигала 8470 м. В разработке снаряда принимали участие Л.Э. Шварц, В.Н. Лужин, Д.А. Шитов, А.П. Павленко, Ф.Н. Пойда, В.Г. Бессонов. Для стрельбы этими снарядами в РНИИ была сконструирована и изготовлена многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, размещенный на базе грузового автомобиля ЗИС-5, — МУ-1 (механизированная установка, первый образец) — имел пакет из 24 однопланочных направляющих желобкового типа, установленный на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. В работе по созданию первых мобильных ракетных комплексов (реактивных систем залпового огня) принимали участие Ю.А. Победоносцев, И.И. Гвай, Ф.Н. Пойда, А.П. Павленко, А.С. Попов, В.Н. Галковский и другие. Однако проведенные на Софринском полигоне под Москвой в период с декабря 1938 по февраль 1939 г. полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечала поставленным требованиям. Тем не менее МУ-1 послужила базой для развития систем РСЗО. 7 июня 1939 г. на Софринском полигоне успешно прошли испытания созданные в НИИ-3 установки МУ-2, смонтированные на шасси автомобиля высокой проходимости ЗИС-6. Новая ПУ имела 16 направляющих, расположенных пакетом вдоль оси автомобиля. Пакет снабжался поворотным и подъемным механизмами. Для них был разработан новый осколочно-фугасный снаряд. В конце 1939 г. разработанные конструкции PC и ПУ были одобрены Заказчиком и рекомендованы для проведения следующих этапов работ. Конструкции получили индексы: реактивный снаряд калибра 132-мм — М-13, пусковая установка с этими снарядами — боевая машина БМ-13.

RDTTR031.jpg RDTTR038.jpg

Реактивный осколочно-фугасный снаряд М-13: 1 — взрыватель;  2 — боевая часть; 3   — воспламенитель; 4  — ракетная камера с зарядом; 5 — сопло.

Первый образец РСЗО МУ-1 (вид сзади), 1938 г.

Предыдущая Оглавление Следующая