Предыдущая Оглавление Следующая

RuAAM008.jpg RuAAM010.jpg RuAAM009.jpg

Главный конструктор ГосМКБ «Вымпел» (с 1961 по 1981 г.) А.Л. Ляпин.

Главный конструктор — ответственный руководитель ГосМКБ «Вымпел» (с 1981 по 1994 г.) Г.А. Соколовский.

Заместитель главного конструктора (с 1983 по 1987 г.) ГосМКБ «Вымпел» Г.И. Хохлов.

С начала 1960-х гг. работы по управляемым ракетам класса «воздух—воздух» проводились, за редкими исключениями, только двумя организациями Госкомитета по авиационной технике (в дальнейшем Министерства авиационной промышленности): заводом №134 (ныне МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова) и ОКБ-4.

Расположенный в непосредственной близости от знаменитого аэродрома, завод №134 размещался на территории, с декабря 1931 г. занятой планерным заводом №3, КБ при котором возглавлял О.К.Антонов. В 1939 г. завод перепрофилировали в ЦКБ-1 Минсудпрома во главе с В.И. Левковым, занимавшееся катерами на воздушной подушке. С началом войны столь экзотичную технику сочли недостаточно актуальной и организацию вернули в Наркомат авиапромышленности, преобразовав в завод №445 для выпуска двенадцатиместных десантных планеров конструкции O.K. Антонова. С приближением немцев завод №445 эвакуировали в Алапатьевск под Свердловском. В 1942 г. военная обстановка стабилизировалась, и в Тушино организовали завод №464 по выпуску знаменитых бипланов У-2 и легких транспортных самолетов Як-6.

В августе 1943 г. это производство перенесли в Долгопрудный. На его месте разместили вернувшийся из эвакуации завод №445, на котором вскоре пристроили КБ П.О. Сухого с преобразованием в опытный завод №289, который в 1945 г. объединили с заводом №134, ранее обеспечивавшим реализацию замыслов авиаконструктора В.Г. Ермолаева, который скончался в 1944 г. После ликвидации КБ Сухого это объединение под наименованием «Завод №134» по постановлению от 14 сентября 1949 г. передали коллективу главного конструктора И.И. Торопова.

Деятельность Ивана Ивановича Торопова не получила достойного отражения даже в специальной литературе. Закончив МВТУ им.Баумана в 1930 г., он более тридцати лет работал в области авиационного вооружения. В 1934 г. он возглавил КБ завода №32. В1944 г по возвращении из эвакуации из города Кирова это КБ было объединено с вернувшимся из Куйбышева заводом № 454 (до эвакуации — филиал ОКБ Торопова при заводе №487). Торопов стал главным конструктором объединенной организации, получившей наименование ОКБ-43. Основной тематикой коллектива Торопова до перевода на завод №134 было создание прицелов для подвижных стрелковых пулеметных и пушечных установок самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-2, Ил-4, Ер-2, а также системы оборонительного пушечного вооружения ПВ-20 для Ту-4.

Предвидя будущее авиации, И.И. Торопов озаботился переходом на новую тематику и сформировал конструкторский коллектив, способный наряду с разработкой «классического» вооружения создавать авиационные и зенитные управляемые ракеты.

Конструкторов завода №134 задействовали в разработке ракет класса «воздух—воздух» декабрьским постановлением 1954 г. Наряду с этим с 1958 г. коллектив Торопова занимался ракетой для подвижного зенитного комплекса Сухопутных войск «Куб». Создание зенитной ракеты ЗМ9 с твердотопливным комбинированным ракетно-прямоточным двигателем оказалось исключительно сложной задачей, заданные правительством сроки не были выполнены. В порядке «оргвыводов» в конце 1961 г. Торопов был снят с должности, после чего вплоть до кончины в 1977 г. работал в МАИ. Он не успел официально завершить и разработку ракеты «воздух—воздух» К-13, в отличие от «Куба» проходившую без особых драматических эпизодов.

Жизнь подтвердила необоснованность «расправы» над Тороповым: комплекс «Куб» успешно «довели», он на редкость эффективно применялся в локальных войнах и до сих пор состоит на вооружении армий многих стран. Ракета ЗМ9 семь раз проходила модернизацию. Не менее массовым и еще более распространенным оружием стала К-13, а также ее многочисленные модификации. В настоящее время государственное МКБ «Вымпел» носит имя И.И. Торопова.

За выдающиеся успехи И.И. Торопова удостоили звания лауреата Сталинской премии, наградили двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.

После ухода Торопова ОКБ завода №134 в течение двух десятилетий возглавлял его бывший заместитель, выпускник МАИ Андрей Леонидович Ляпин, заслуги которого в создании ракетной техники и авиационного вооружения отмечены присвоением ему званий Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии. Под его руководством созданы ракеты К-23 и К-24 — основное вооружение такого этапного самолета нашей авиации, как МиГ-23, а также началась разработка ракет К-27 и К-27Э для вооружения истребителей четвертого поколения.

Задолго до прихода Г.И. Хохлова будущее ОКБ «Звезда», в то время КБ при заводе №455, начало свою самостоятельную деятельность с разработки управляемой ракеты «воздух—воздух». В мае 1957 г. при руководимом Михаилом Петровичем Аржаковым заводе №455 в подмосковном Болшево организовали СКБ для технологического сопровождения и доводки серийной продукции. Стремящимся к самостоятельной работе калининградским конструкторам к концу 1950-х гг. поручили разработку модификации ракеты К-5 с тепловой ГСН, в дальнейшем получившей название К-55. Ракету приняли на вооружение 21 января 1969 г. под наименованием Р-55 и серийно выпускали с 1967 по 1976 г.

Разработка осуществлялась под руководством заместителя начальника КБ Николая Титовича Пикота. Как и многим его современникам, Н.Т. Пикоту пришлось прервать свое высшее образование, начатое еще в конце 1920-х гг. в Уральском политехническом институте, завершив его спустя почти десятилетие в Учебном комбинате дирижаблестроя в подмосковном Долгопрудном. Более трех десятилетий начиная с 1942 г. он проработал на заводе №455. С развертыванием работ по тематике ракет класса «воздух—поверхность» ведущая роль в КБ отошла к другим лицам, а Н.Т. Пикот сосредоточился на разработке ракет-мишеней, чем и занимался до 1976 г. Хотя он и остался «автором одной ракеты» К-55, его имя навсегда осталось в истории отечественного ракетостроения.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz