Тбилисский авиационный завод стал приемником эвакуированного из Таганрога завода №31, сохранив его номер. В годы войны он строил истребители ЛаГГ-3, Ла-5, в реактивную эпоху — Як-23, МиГ-15, МиГ-21 (в основном учебно-тренировочных модификаций), Су-25. С конца 1950-х гг. параллельно с самолетами завод освоил авиационные противокорабельные крылатые ракеты К-10С, а затем и другую ракетную технику.
Наиболее давней принадлежностью к авиапромышленности среди предприятий, выпускающих управляемые ракеты класса «воздух—воздух», отличается московский завод №43, ведущий свою родословную от одного из первых российских самолетостроительных заводов «Дукс». В послевоенные годы завод №43 специализировался на дистанционно управляемых пушечных установках—оборонительном вооружении бомбардировщиков. С 1957 г. развернулось производство ракет К-5. Длительное время завод именовался «Коммунар». В конце 1990-х гг. к нему вернулось первоначальное название: Московское машиностроительное производственное предприятие «Коммунар» было преобразовано в ОАО «Дукс».
На протяжении нескольких десятилетий в производстве ракет класса «воздух—воздух» принимал участие Ижевский механический завод, образованный в 1942 г. на базе оборудования эвакуированных из Тулы и Подольска предприятий для выпуска стрелкового оружия и до середины 1960-х гг. имевший обозначение завод №622, а в настоящее время преобразованный в ОАО «Ижмаш».
С конца 1950-х гг. в выпуске ракет «воздух—воздух» был задействован и завод №575, он же Ковровский механический завод, также производивший автоматическое стрелковое оружие, а с 1960-х гг. собиравший зенитные и противотанковые ракеты разработки коллективов Нудельмана и Непобедимого.
Многие отечественные ракеты класса «воздух—воздух» выпускались в двух вариантах: с тепловой и радиолокационной (так называемой «радийной») головками самонаведения. Полуактивные радиолокационные ГСН, обеспечивающие наведение ракеты по сигналу отраженного от цели излучения самолетной РЛС, в большей мере привязаны к бортовой радиоэлектронике самолета-носителя, чем пассивные тепловые головки самонаведения, работающие по инфракрасному излучению нагретых поверхностей цели или истекающей из сопла ее двигателя газовой струи. Поэтому за редкими исключениями создание «теплового» варианта ракеты завершалось раньше «радийного», отработка которого требовала привлечения доведенного до работоспособного состояния образца новой самолетной РЛС.
Перед рассмотрением конкретных образцов управляемого ракетного оружия класса «воздух—воздух» целесообразно обратить внимание на зависимость характеристик этого вооружения от условий боевого применения.
Приводимые без комментариев значения максимальной дальности пуска обычно относятся к применению ракет по неманеврирующей цели на больших высотах, при максимальных скоростях самолета-носителя и цели. При пусках в плотной атмосфере вблизи Земли из-за быстрого торможения ракеты дальность уменьшается в пять раз и более. Большинство ракет рассматриваемого класса оснащено однорежимными твердотопливными двигателями с временем работы 3—6 с, но общая продолжительность полета к цели может быть почти на порядок больше. В конце активного участка ракета достигает скорости, многократно превышающей звуковую. На малых высотах огромные скоростные напоры определяют быстрое торможение ракеты на пассивном участке траектории под действием аэродинамических сил. При энергичном маневрировании ракета выходит на большие углы атаки и еще быстрее теряет скорость.
Как правило, энергетические возможности ракет при пуске в переднюю полусферу цели, «стремящейся навстречу своей гибели», обеспечивают в 1,5—2 раза большую дальность, чем при применении ракеты вдогон, в заднюю полусферу цели. Однако при использовании тепловых головок самонаведения, издали захватывающих яркое высокотемпературное пятно струи реактивного двигателя цели и лишь вблизи реагирующих на инфракрасное излучение слегка нагретых носовой части фюзеляжа и передних кромок крыла, практическая дальность пуска ракеты в переднюю полусферу может оказаться меньшей, чем вдогон. В ряде случаев заявленная дальность пуска ракеты с тепловой ГСН обеспечивается только по такой уникальной цели, как «самолет МиГ-25 с двигателями, работающими в форсажном режиме». Очевидной представляется зависимость возможности полной реализации энергетических характеристик ракеты от параметров самолетной РЛС.
Не менее условным показателем является радиус поражения боевой части. Сам процесс поражения носит вероятностный характер: судьба цели зависит от того, попадет ли в жизненно важную зону самолета или крылатой ракеты противника поражающий элемент боевой части. Цели также обладают разной живучестью. При прочих равных условиях радиусы поражения по самолетам Су-7 и F-105 в три-четыре раза превышают соответствующие показатели А-10 и F-15.
При наличии противоречий в ранее опубликованной информации по тактико-техническим характеристикам ракет в настоящей публикации, как правило, приводятся данные справочника «Оружие России» или фирменных рекламных проспектов.