Предыдущая Оглавление Следующая

RuAAM016.jpg

Характерной особенностью отечественных ракет класса «воздух—воздух» и бортовой радиоэлектроники самолетов стала привязанность к определенному носителю, так что число типов ракет практически не уступает типажу основных самолетов. Так, ракеты семейства Р-4 применялись только на Ту-128, Р-40 — на МиГ-25П и МиГ-31, Р-33 — на МиГ-31, Р-23 и Р-24 — на МиГ-23, Р-8 и Р-98 — на перехватчиках ОКБ Сухого и лишь благодаря уникальной интриге — на Як-28П. Ракеты семейства Р-27 могут использоваться только на Су-27 и МиГ-29 и их модификациях, а также на предлагаемой глубокой модернизации МиГ-21 — МиГ-21-93. Относительно универсальными по носителям являются ракеты малой дальности с тепловыми головками самонаведения, не требующими сложной увязки с бортовой РЛС самолета.

Обычно при принятии ракеты на вооружение ее обозначение меняется. Ракета, разрабатывавшаяся под содержащим букву К литерно-цифровым индексом, получает начинающееся на Р обозначение с сохранением цифровой компоненты исходного индекса. Например, К-27 стала именоваться Р-27. В 1950-е гг. имела место другая практика: ракетам с разными индексами присваивали содержащие букву Р обозначения с последовательно нарастающей числовой компонентой. В частности, К-5 стала РС-1У, К-5М — РС-2У, К-13А — Р-3С, К-80 — Р-4. Присутствие в индексе ракеты после цифр буквы Т или Р (например, обозначение Р-40Т) указывает на применение на ней соответственно тепловой или радиолокационной головки самонаведения. Помимо войскового обозначения ракета имеет и индексацию промышленности. Так, например, Р-4 в производстве именовалась «изделие 36», Р-60 — «изделие 62». Авиационные пусковые установки для ракет, как правило, несут в своем обозначении число, соответствующее индексу применяемой на них ракеты или изделия. В частности, АПУ-13 предназначена для ракеты К-13, АПУ-62 — для «изделия 62» (т.е. ракеты Р-60).

В соответствии со сложившейся практикой процесс натурной отработки как ракет, так и самолетов начинался с так называемых заводских испытаний, или этапа главного конструктора. Затем следовали Государственные испытания, как правило, осуществляемые в два этапа. На первом этапе работы проводились совместно военными и представителями промышленности, на последующем — только силами Министерства обороны.

RuAAM017.jpg

Фактически этот порядок зачастую нарушался: в целях сокращения сроков отработки и экономии затрат проводились так называемые совместные испытания. Первый этап испытаний самолетов мог проводиться в Подмосковье, с аэродромов в Жуковском и в Чкаловской. Второй этап, непременно сопровождаемый ракетными стрельбами, осуществлялся в низовьях Волги с аэродрома ГКНИИ ВВС в районе г. Ахтубинска.

Стадии заводских летных испытаний предшествовало проведение основного объема наземной отработки — статических и динамических испытаний элементов конструкций, систем и агрегатов, ракет в целом. Проводились также автономные и комплексные функциональные испытания систем: головок самонаведения, автопилотов, рулевых приводов и других элементов. Десятки раз осуществлялись так называемые огневые стендовые испытания ракетных двигателей, как автономно, так и в составе ракеты, для оценки вибрационных и других воздействий со стороны работающего двигателя.

Как правило, заводские летные испытания начинались пусками баллистических изделий (по сути, макетов), оснащенных только двигателями. Иногда им предшествовали аэродинамические изделия, не несущие даже двигателя: предметом исследования являлась устойчивость их движения после отделения от носителя. Вслед за баллистическими пускались так называемые программные изделия, помимо двигателей оборудованные органами управления с рулевыми приводами, задействуемыми по сигналам от автопилота или непосредственно от программного устройства. Далее производятся пуски телеметрических ракет в различных вариантах комплектации, взамен боевых частей оснащаемых датчиками для замера разных параметров и радиоаппаратурой для передачи информации на соответствующие приемные устройства на самолетах сопровождения или на землю. На завершающих стадиях испытаний осуществляются пуски боевых ракет. Необходимо не только подтвердить успешность процесса наведения ракеты на цель, но и определить характер ущерба, наносимого ей при подрыве боевой части ракеты, как правило, по команде от неконтактного взрывателя.

Предыдущая Оглавление Следующая