Ракета Р-27ЭТ («изделие 470-3Э»).
Ракета Р-27Р («изделие 470-1»).
Ракета Р-27Т («изделие 470-3»).
Экспортные варианты ракет Р-27Р-1 и Р-27Т-1 выпускались в связи с поставками за рубеж МиГ-29 в варианте МиГ-29А с 1988 г. и МиГ-29Б с 1986 г., а Р-27ЭР-1 и Р-27ЭТ-1 — с началом поставок Су-27 в 1990-е гг.
Предусматривается возможность применения ракет семейства Р-27 также и на более ранних образцах истребителей второго и третьего поколений после их комплексной модернизации, в частности, по проекту МиГ-21-93.
Помимо четырех основных вариантов ракет на базе Р-27ЭР была также создана ракета К-27П с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Работы начались по решению ВПК от 18 августа 1982 г. Еще ранее в омском ЦКБА (бывшем ОКБ-373) коллективом во главе с Г. Бронштейном проектировалась ГСН, а в 1981 г. появился эскизный проект. Предварительные испытания провели в 1984—1985 гг. в основном на МиГ-29 №970 и 971. Испытания завершились с положительным результатом в 1986 г. с рекомендациями о принятии на вооружение и передаче в серийное производство. Испытания К-27ЭП в составе вооружения Су-27 велись с 1986 г. на самолетах №10-21, 10-22, 10-23, 10-31, 10-32 и завершились в 1989 г. Длительное время ракета не предлагалась на внешний рынок, но в 2004 г. ее продемонстрировали на выставке Fidae-2004.
На ряде авиационных салонов представлялись материалы по варианту ракеты Р-27ЭА с комбинированной системой наведения. Используется ГСН АРГС-27 — инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке, что обеспечивает реализацию принципа «выстрелил и забыл». Развертывание полномасштабных опытно-конструкторских работ по этому варианту началось по решению ВПК от 19 июля 1982 г. Эскизный проект по активной ГСН был выпущен еще в 1981 г. Наиболее сложной задачей для ее конструкторов — сотрудников лаборатории A.M. Сухова в НИИ «Агат» — явилось создание малогабаритного передающего устройства мощностью 30—60 Вт с многолучевым клистроном в качестве выходного вакуумного прибора.
Эскизный проект по ракете в целом закончили в 1983 г. В 1984 г. для применения К-27А готовили МиГ-29 №919, в следующем году — №925, но эти машины задействовали под более приоритетную работу — испытания РВВ-АЕ. Фактически летные испытания К-27А велись на МиГ-29 №970 и 971. В 1985 г. выполнили три пуска, в следующем году — пять.
Наименование |
Р-27ЭР-1 |
Р-27Р-1 |
Р-27ЭТ-1 |
Р-27Т-1 |
Максимальная дальность пусков, км |
130 |
80 |
120 |
72 |
Минимальная дальность пусков, км |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Высота целей, км |
0,03-27 |
0,03-5 |
0,03-30 |
0,03-24 |
Скорость целей, км/ч |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
Перегрузка целей |
8 |
8 |
8 |
8 |
Масса ракеты, кг |
350 |
253 |
343 |
254 |
Масса боевой части, кг |
39 |
39 |
39 |
39 |
Длина ракеты, м |
4,7 |
4,0 |
4,5 |
3,7 |
Диаметр ракеты, м |
0,26 |
0,23 |
0,26 |
0,23 |
Размах крыла, м |
0,8 |
0,77 |
0,8 |
0,77 |
Размах рулей, м |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
В АРГС-27 предусматривалось использование бортовой цифровой ЭВМ «Алиса» на микросхемах серии 588, но ее отработка шла настолько тяжело, что стало рассматриваться и применение вычислителей других типов. Время было упущено, и в 1988—1989 гг. в связи с сокращением финансирования исследования по АРГС-27 были практически приостановлены ради продолжения работ по ГСН для ракеты РВВ-АЕ. Тем не менее работы в данном направлении были продолжены НИИ «Агат» в инициативном порядке. Мало того, удалось снизить массу этой модификации ГСН в полтора раза — с 21,5 до 14,5 кг, а также увеличить дальность захвата. В целом разработка ракет семейства К-27 позволила предельно полно реализовать принцип унификации как по вооружению истребителей «тяжелого» и «легкого» классов, так и по созданию важнейших элементов ракеты, единых для вариантов с различной дальностью и принципами наведения на цель. Большой вклад в разработку ракеты на «Вымпеле» внесли В.Г. Карасков, А.Л. Рейдель, П.П. Васильев, А.Б. Пригорникер.
За рубежом эта ракета получила наименование АА-10 Alamo.
Разработка ракетного вооружения для советских истребителей четвертого поколения завершилась уже после запуска в серию не только МиГ-29, но и Су-27. К этому времени уже наметились основные черты технического облика истребителей пятого поколения и, что не менее важно, в США началась практическая реализация программы создания для них первой ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН AMRAAM (AIM-120A).
Конструктивное совершенство Р-27 — реализация схемы «утка» без применения элеронов — было достигнуто использованием рулей большего размаха. В результате затруднялось размещение значительного числа ракет на внутренней подвеске, принятой в качестве основной для самолетов пятого поколения в целях снижения радиолокационной заметности. AMRAAM оказалась компактнее и вдвое легче Р-27Э. Масса новой американской ракеты была на треть меньше «Сперроу». Применение активной радиолокационной ГСН обеспечивало реализацию принципа «выстрелил и забыл», не накладывая никаких ограничений на маневрирование самолета-носителя после захвата цели ГСН на автосопровождение. Достигалась и возможность одновременного обстрела нескольких целей.