Предыдущая Оглавление Следующая

RuAAM170.jpg RuAAM171.jpg
Узлы подвески ракет класса «воздух—воздух» Р-27Р и РВВ-АЕ под крылом фронтового бомбардировщика Су-34. Подвеска ракет класса «воздух—воздух» РВВ-АЕ на истребителе МиГ-29.

В целом применение активного самонаведения позволяло американцам достигнуть пяти-семикратного превосходства даже по сравнению с использованием новейших ракет с полуактивным самонаведением, отрабатывавшихся в то время в СССР.

Поэтому в соответствии с решением ВПК от 19 марта 1980 г. в Советском Союзе развернулось проектирование ракеты средней дальности с активной РЛГСН массой не более 160—165 кг. Ракета должна была сопрягаться с новыми РЛС, разрабатывавшимися для Су-27М и МиГ-29М. Советская ракета, впоследствии представлявшаяся на многочисленных выставках как РВ-ААЕ, внешне несколько напоминала AMRAAM, но имела решетчатые рули, впервые примененные на ракете класса «воздух—воздух».

Опытно-конструкторская разработка ракеты велась объединенным коллективом конструкторов «Вымпела» и «Молнии» во главе с ГА. Соколовским под руководством В.А. Пустовойтова. Завершалась работа под руководством В.Г. Богацкого, в настоящее время главного конструктора.

Взамен традиционных для отечественных ракет треугольных крыльев приняли трапециевидные крылья малого удлинения, по типу ранее применявшихся на американских корабельных зенитных ракетах «Тартар». Как уже отмечалось, уникальной для ракет класса «воздух—воздух» особенностью РВ-ААЕ является применение раскрываемых решетчатых аэродинамических рулей.

В сложенном положении они не выступают за поперечные габариты, определяемые размахом крыла. Кроме того, за счет малой хорды шарнирный момент слабо зависит от скорости и высоты полета, а также от угла атаки и не превышает 1,5 кг*м. Это позволило применить для отклонения рулей малогабаритные электрические рулевые машины. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, обладают большой жесткостью, что положительно сказывается на параметрах процесса управления.

RuAAM172.jpg RuAAM173.jpg

Ракета класса «воздух—воздух» РВВ-АЕ. Хорошо видны раскрываемые решетчатые аэродинамические рули, установленные в хвостовой части ракеты.

Разумеется, как и всякому другому техническому решению, использованию решетчатых аэродинамических рулей свойственны и недостатки — несколько большее аэродинамическое сопротивление и увеличенная эффективная поверхность рассеяния. На ракете применены комбинированная система управления, обеспечивающая инерциальное наведение с радиокоррекцией на основном участке полета, и впервые в советских УР класса «воздух—воздух» — активное радиолокационное самонаведение при сближении с целью.

RuAAM174.jpg

Компоновка ракеты РВВ-АЕ: 1  — ГСН; 2 — лазерный взрыватель; 3 — автопилот; 4 ПИМ; 5 боевая часть; 6 — двигатель; 7 — тепловая электрическая батарея; 8 — электрический рулевой привод.

Опытные ГСН проектировались в НИИ приборостроения коллективами во главе с В.П. Герасимовым. С 1986 г. работы велись в МННИИ «Агат» под руководством И.Г. Акопяна.

В состав ГСН входит моноимпульсный пеленгатор и бортовая цифровая вычислительная машина «Алиса», широкие возможности которой позволили реализовать превышение дальности пуска над дальностью захвата цели ГСН в четыре-пять раз. Наряду с основным вариантом наведения могут реализовываться специальные навесные траектории полета. В активной ГСН в качестве выходного вакуумного прибора использовался многолучевой клистрон. В состав ГСН входит антенна щелевого типа и моноимпульсный приемник. Траекторное управление и угловое целеуказание ГСН осуществляются независимо.

Обеспечивается поражение вертолетов и крылатых ракет, а также ракет классов «воздух—воздух» и «воздух—поверхность».

Так как успешное завершение разработки ракеты достигалось только при жестком соблюдении весовой дисциплины и безусловной вписываемости узлов, систем и агрегатов в заданные габариты, пришлось пойти на беспрецедентное организационное решение. Так называемый «директивный» чертеж ракеты был не только согласован основными соисполнителями работ, но и утвержден лично министром авиапромышленности.

Конструктивно ракета состоит из пяти отсеков, связанных пакетами клиновых прижимов. Первый отсек образует ГСН, во втором последовательно расположены активный лазерный взрыватель, контактные датчики и автопилот. Третий отсек представляет собой стержневую боевую часть, внутри которой в передней части установлен предохранительно-исполнительный механизм. Четвертый отсек образован однорежимным РДТТ. В хвостовом отсеке вокруг удлиненного сопла перед блоком рулевых машин размещается тепловая электрическая батарея. Ракета поставляется полностью собранной.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz