Пуск ракет обеспечивается с АПУ-170 и АКУ-170 рельсового и катапультного типа соответственно.
Техническое предложение и дополнение к нему, подготовленные в 1981 г., послужили основой для формирования постановления партии и правительства от 31 июля 1982 г., задавшего ОКР по созданию ракеты. В 1983 г. провели первые восемь баллистических пусков ракет, а начиная с мая 1984 г. ракета проходила летные испытания в составе вооружения самолета МиГ-29 №921. В течение года выполнили 18 пусков РВВ-АЕ, правда, еще без ГСН. В декабре к испытаниям подключили МиГ-29 №923 и 970, в июне и августе следующего года — соответственно самолеты №925 и 971. В 1984 г. новую ракету запустили в серийное производство. Государственные испытания с пусками по Ла-17, беспилотным Ту-16 и МиГ-21, проводившиеся с привлечением МиГ-29 №921, 970 и 971, начались в 1988 г. и завершились в 1991 г. 23 февраля 1994 г. ракету официально приняли на вооружение.
Серийное производство ГСН развернули на киевском заводе «Коммунист». С распадом СССР завод стал именоваться «Радар», и его участие в производстве для России важнейшего образца вооружения стало проблематичным. Кроме того, выпуск ракет РВВ-АЕ до распада СССР также осуществлялся на Украине, на киевском Заводе им. Артема.
В последние годы в МНИИ «Агат» создана усовершенствованная РГС, которая на 30% легче и на 50% короче любой ранее созданной «радийной» ГСН. Эта РГС может быть использована с любой ракетой в пределах калибра от 200 до 400 мм.
Ракета РВВ-АЕ.
В 1990-е гг. ракета РВВ-АЕ неоднократно демонстрировалась на международных выставках. Зарубежные специалисты присвоили ракете условный индекс АА-12.
Наименование |
РВВ-АЕ |
Максимальная дальность пусков в ППС, км |
до 100 |
Максимальная дальность пусков в ЗПС, км |
0,3 |
Высота целей, км |
0,02-25 |
Перегрузка целей |
12 |
Скорость целей, км/ч |
3500 |
Масса ракеты, кг |
175 |
Масса боевой части, кг |
21 |
Длина ракеты, м |
3,6 |
Диаметр ракеты, м |
0,2 |
Размах крыла, м |
0,42 |
Размах рулей, м |
0,74 |
Несколько уступая AMRAAM по массо-габаритным характеристикам, РВВ-АЕ превосходит ее по дальности пуска и вероятности поражения.
Работы по первому отечественному зенитному ракетному комплексу, позднее получившему наименование С-25, развернулись по постановлению от 9 августа 1950 г. и осуществлялись под неустанным вниманием со стороны высшего государственного руководства. Была задействована кооперация организаций во главе с КБ-1, в руководстве которого одну из главных должностей занимал Сергей Лаврентьевич Берия — сын одного из ближайших сподвижников Сталина. Эти обстоятельства, с одной стороны, способствовали быстрому развертыванию работ с привлечением всех необходимых смежников, но с другой послужили одной из причин столь же решительного свертывания разработки авиационного комплекса после достижения решающих успехов в создании «Беркута» и ареста Л.П. Берии.
Первоначально зенитная ракета должна была создаваться в пределах ограничения по стартовой массе — 1 т. Но уже на стадии технического проектирования определилась невыполнимость этого требования, масса ракеты превысила 3 т. Тем не менее результаты проработки по легкой зенитной ракете использовали при создании комплекса с ракетами класса «воздух—воздух» (распоряжение Совета Министров от 3 ноября 1951 г.).
При разработке системы Г-300 требования по довольно длительному поддержанию комплекса в боеготовом состоянии при продолжительном барражировании самолета-носителя и по максимальной независимости от наземных радиолокационных средств определили выбор в качестве базы для создания «истребителя» самого тяжелого из освоенных к тому времени военных самолетов — Ту-4. Таким образом, система Г-300 предусматривала объединение функций самолета дальнего радиолокационного дозора (своего рода АВАКСа) и истребителя-перехватчика на борту одного летательного аппарата. Самолет был оснащен четырьмя радиолокационными станциями «Тайфун» Д-500 с дальностью 80— 100 км, обеспечивающими обзор передней, задней, верхней и нижней полусфер. Множество обтекателей отнюдь не облагораживали аэродинамику машины. Патриарх отечественного самолетостроения А. Н. Туполев именовал столь обезображенную «сверхкрепость» «абракадаброй с бородавками». Главным конструктором РЛС стал В.В. Тихомиров.
Помимо радиолокационных средств самолет должен был нести четыре ракеты с дальностью пуска 40—50 км. Поскольку головным разработчиком системы Г-300 стали не самолетчики, а электронщики КБ-1, они хорошо представляли, во что может вылиться полуактивная радиолокационная ГСН, так как подобное устройство стояло на их первенце — «Комете». Поэтому они пошли по более простому пути, применив систему наведения по лучу.
Использование могучего Ту-4 заодно упрощало и задачу создания ракет класса «воздух—воздух»: к ним не предъявлялись жесткие массогабаритные ограничения, свойственные вооружению истребителей. Прославленный создатель самолетов военного времени, а в начале 1950-х гг. главный конструктор ЗУР В-300 («изделий 205») для системы «Беркут» С.А. Лавочкин не мудрствуя лукаво решил спроектировать предназначенное для Ту-4 «изделие 210» как уменьшенную копию своей зенитной ракеты. Диаметр уменьшили с 650 до 530 мм, длину — с 11,3 до 8,3 м, сохранив при этом все основные особенности В-300: жидкостную двигательную установку с вытеснительной системой подачи топливных компонентов, аэродинамическую компоновку по схеме «утка» с размещением элеронов только в одной плоскости.
Для обеспечения простоты старта при отработке с наземных пусковых установок для первого варианта ракеты использовали комплектацию с двумя твердотопливными стартовыми ускорителями, установленными посередине ракеты по «пакетной» схеме в горизонтальной плоскости. На последующих стадиях работ от стартовых двигателей отказались. В дальнейшем ракета прошла модернизацию, получив наименование «изделие 211».
В марте 1952 г. подготовили самолет Ту-4 с РЛС, в мае—сентябре провели его летные испытания. Кроме того, выполнили пять пусков «изделий 211» с наземной пусковой установки, а в августе следующего года — семь пусков без радиоуправления с Ту-4, в ходе которых выявилась недостаточная надежность включения двигателя С2.219, разработанного в КБ-2 НИИ-88 под руководством Исаева.