Предыдущая Оглавление Следующая

RuAAM185.jpg

Ракета Р-4Р («изделие 36»).

RuAAM186.jpg

Ракета Р-4Т («изделие 36»).

В 1965 г. в ходе пусков четырех телеметрических и трех боевых ракет сбили три беспилотных Ил-28. Кроме того, выполнили пару автономных пусков, 23 полета летающей лаборатории Ту-104. Исходя из положительных результатов государственных испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение и официальную постановку в серийное производство. Первый самолет «128», собранный на серийном заводе №64 в Воронеже, поднялся в воздух еще 13 мая 1961 г. С 1965 по 1966 г. серийное производство ракет Р-4 («изделие 36») велось на калининградском заводе №455 (Калининградском механическом заводе), а в дальнейшем на киевском Заводе им. Артема.

Всего в ходе испытаний сбили 23 цели, в том числе пять Як-25РВ, девять Ил-28 и три Ту-16. Главком ВВС Вершинин утвердил акт государственной комиссии 13 сентября 1964 г.

Принятие на вооружение было утверждено постановлением от 30 апреля 1965 г. с приданием наименования комплексу Ту-128-80, самолету — Ту-128, РЛС — РП-28, а ракете — Р-4. При этом для ракеты была определена максимальная дальность 20—25 км при стрельбе по целям, летящим со скоростью до 2000 км/ч в передней полусфере, и 10—12 км при скорости цели до 1250 км/ч — в задней полусфере. Цели поражались на высотах от 8 до 21 км (в том числе летящие с превышением 7—8 км). Подвеска ракет снижала максимальную скорость перехватчика с 1910 до 1665 км/ч, эта величина и определяла процесс выведения на цель.

После принятия на вооружение продолжалось проведение пусков в интересах устранения выявленных недостатков и расширения боевых возможностей ракет. В 1966 г. осуществлялись экспериментальные пуски по целям на малой высоте (500 м), но они прошли неудачно из-за сбоев и отказов бортовой аппаратуры. В 1967 г. проводились работы по снижению нижней границы зоны поражения до 5 км, по устранению помех от работы двигателя ракеты от «радийной» ГСН. В 1969 г. провели 12 пусков по МиГ-17, Ил-28 и М-6 для отработки модифицированного взрывателя НОВ-80М, в следующем году — по определению причин несхода ракет с направляющих. Тогда же выполнили пару пусков Р-4 по автоматическим дрейфующим аэростатам. В отдельные годы проводилось до полусотни пусков ракет.

Ракета К-80М (Р-4М, «изделие 36М»)

С момента появления К-80 изменилась тактика действий авиации вероятного противника, которая прорывалась к цели на малых высотах. Исходя из этого постановлением от 26 декабря 1968 г. была задана разработка модернизированного варианта комплекса, которая фактически началась еще в 1966 г.

С учетом уточненных требований «изделие 36М » (ракеты Р-4МР и Р-4МТ) сначала предусматривалось комплектовать новой «радийной» ГСН ПАРГ-15ВВ. Позднее по результатам исследований новый вариант ракеты оснастили усовершенствованной тепловой головкой Т-80НМД, неконтактным оптическим взрывателем «Сокол», доработанным двигателем ПРД-84М. За счет реализации электронного переключения положения диаграммы направленности относительно оси антенны по случайному закону было организовано коническое сканирование с повышенной устойчивостью к амплитудным помехам. Кроме того, была уменьшена нижняя граница диапазона высот применения: цели поражались на высотах от 50 м при пусках вдогон цели и от 2 км при атаке в переднюю полусферу, которая по-прежнему могла осуществляться с использованием только «радийных» ракет. Допустимое превышение цели над перехватчиком увеличилось с 5—6 км до 7—8 км. При этом фактически реализованная модернизация ракеты была намного скромнее планировавшейся в середине 1960-х гг. и предусматривавшей, в частности, радикальное увеличение максимальной дальности пуска.

В 1969 г. была полностью готова рабочая документация и началось изготовление ракет. В следующем году осуществили стыковку новых ракет с носителем, приступили к отработке нового оптического взрывателя на штатных Р-4, выполнив 12 пусков по трем МиГ-17, Ил-28 и парашютным мишеням М-6. Государственные испытания начали в 1971 г. после проведения восьми автономных и трех телеметрических пусков по парашютным мишеням и маловысотным МиГ-17. Кроме того, с наземных пусковых установок выполнили четыре пуска по МиГ-17, летящим на малой высоте, и семь пусков по самолетам-помехопостановщикам для проверки возможностей ПАРГ-15 в сложной помеховой обстановке.

В августе следующего года перешли ко второму этапу государственных испытаний, осуществив в течение года 14 пусков по МиГ-17, Ил-28, Ла-17, парашютным мишеням ПРМ-1 и РМ-8. В ходе испытаний выявилась недостаточная надежность ГСН, что потребовало внесения ряда доработок.

В 1973 г. число пусков достигло 18, включая стрельбы по МиГ-17, МиГ-19 и Ту-16-помехопостановщикам. Впервые в СССР неконтактный оптический взрыватель был успешно испытан при стрельбе в переднюю полусферу. Подтвердилась помехозащищенность ПАРГ-15, повышен ресурс двигателя ПРД-84М.

В 1974 г. после проведения 14 пусков по Ил-28 и МиГ-17 в переднюю полусферу, а также по мишеням ПРС и попомехопостановщикам МиГ-17 завершились государственные испытания. Испытания проводились с 10 марта 1973 г. по 24 июля 1974 г. Приказом министра обороны от 10 июня 1979 г. модернизированный комплекс Ту-128-80М с ракетой Р-4М был принят на вооружение.

Предыдущая Оглавление Следующая