Наименование |
Р-4 |
Р-4М |
Максимальная дальность пусков, км в переднюю полусферу |
20 |
25 |
в заднюю полусферу |
13 |
13 |
Минимальная дальность пусков в заднюю полусферу, км |
3,0 |
2,2 |
Высота целей, км |
8-21,5 |
0,5-21 |
Скорость целей, км/ч |
||
в переднюю полусферу |
до 2000 |
до 2500 |
в заднюю полусферу |
до 1250 |
до 1250 |
Масса ракеты, кг |
||
с РГС |
492,5 |
512,5 |
с ТГС |
480 |
502 |
Масса боевой части, кг |
53,6 |
|
Длина ракеты, м |
||
с РГС |
5,45 |
|
с ТГС |
5,2 |
|
Диаметр, м |
0,315 |
|
Размах крыла, м |
1,32 |
|
Размах рулей, м |
1,55 |
Важным результатом разработки К-80 стало успешное решение задачи поражения цели со стороны передней полусферы, которое вскоре было распространено на более массовые ракеты К-98 и др. Кроме того, в отличие от других ракетных комплексов, ограничивающих маневренные возможности носителей, К-80 придавала боевые свойства истребителя исходно бомбардировочному туполевскому самолету.
Даже внешне Ту-128 по солидности не уступал бомбардировщику, от которого он и вел свою родословную. В общем, некое воплощение во второй половине XX века любимой туполевской идеи 1920—1930-х гг., этакий «воздушный крейсер». По скоростным и высотным показателям он ощутимо отстал от сверстников, но имел исключительную дальность, требующуюся для прикрытия редко расположенных объектов на огромных малонаселенных пространствах советского Севера. При этом не вполне очевидной являлась сама целесообразность упорной обороны этой заснеженной пустыни, особенно в условиях полномасштабной ядерной войны. К особым достоинствам Ту-128 можно отнести мощный радар, использованный в дальнейшем как база для РЛС МиГ-25 и Су-15ТМ, первые в нашей стране всеракурсные ракеты, по дальности относящиеся не то к средней, не то к большой дальности, экипаж из двух человек. Неоднократные попытки повысить летные характеристики Ту-128 успехом не увенчались: оказалось проще не разогнать Ту-128 до 2—3 махов, а поднять дальность МиГ-25, превратив его в МиГ-31. Что еще более важно, как и все свои сверстники, Ту-128 мог «видеть» и поражать цели только на фоне неба, что стало неприемлемо с массовым внедрением в США крылатых ракет нового поколения — «Томагавков» и ALCM.
Модель самолета 138-60 с ракетами К-60 («изделие 711»).
Масштабы развертывания самолетов Ту-128 были относительно скромными: выпустили всего 188 перехватчиков и 10 учебных самолетов, что и определило также относительно малый объем производства ракет, который был меньше на порядок по сравнению с более массовыми образцами.
В начале 1980-х гг. после поступления на вооружение самолетов МиГ-31 явно устаревшие Ту-128 с ракетами семейства Р-4 стали сниматься с вооружения. Спустя десятилетие этот процесс был завершен ликвидацией всех машин, за исключением первой серийной, представленной совместно с ракетным вооружением в экспозиции Музея ВВС в Монино.
В 1965—1966 гг. был подготовлен аванпроект высотной ракеты К-44 с газодинамическими органами управления. В дальнейшем эти работы были приостановлены, так как задача поражения особо высотных целей успешно решалась перехватчиками МиГ-25 с ракетами К-40.
В июне 1966 г. был разработан аванпроект всевысотной ракеты К-5р, предназначенной для перспективного перехватчика Е-158 и обеспечивающей поражение целей в диапазоне высот от 50 м до 32 км. В дальнейшем данное направление работ получило развитие в ракете К-ЗЗ МКБ «Вымпел».
В начале 1960-х гг. проектировалась ракета К-60 («изделие 711») для вооружения перехватчика Ту-138 (варианта Ту-128) с РЛС «Смерч-А». Спустя несколько лет обозначение К-60 было вновь использовано применительно к малогабаритной ракете, предназначенной для ближнего воздушного боя.
В 1964 г. для варианта Ту-138 с РЛС «Гроза», а в дальнейшем и применительно к вооружению перехватчика Ту-148 проектировалась ракета К-100 («изделие 52») с дальностью пуска до 200—250 км для вооружения варианта Ту-128 с РЛС «Смерч-100». Предусматривалось использование разрабатываемой НИИ-339 комплексированной системы наведения — телеуправления на основном участке полета и самонаведения на конечном. Прорабатывалась и комбинированная теплорадиолокационная ГСН. Ракеты планировалось разместить на внутренней подвеске, поэтому скомпонованное по схеме «утка» крыло К-100 было выполнено в малом удлинении. Для достижения дальности, на порядок превышающей достигнутую на К-80, было проработано несколько вариантов ракеты, в том числе двухступенчатый с пакетным расположением двух ускорителей. Однако уровень бортовой радиоэлектроники того времени явно не обеспечивал решение поставленных задач, и работы постепенно прекратились.
Ракета К-100.