Ракета Р-40Р («изделие 46»).
Ракета Р-40Т («изделие 46»).
На Ту-104ЛЛ исследовалось поведение ракет в сложной помеховой обстановке. В дальнейшем помимо учебных пусков при освоении МиГ-25П строевыми летчиками почти 30 пусков было проведено при подготовке планировавшегося показа новой техники высшим руководителям партии и правительства. В ходе генеральной репетиции удалось успешно «завалить» пару Ил-28. В 1971 г. на глазах самых больших начальников четырьмя ракетами сбили оба Ил-28. Эти пуски наряду со стрельбой шестью К-40Тпо ПРМ-1 зачли и как контрольно-серийные испытания. Кроме того, еще 12 пусками было уничтожено восемь из девяти мишеней: МиГ-17, КРМ, М-6 и ПРМ-1
Постановлением от 13 апреля 1972 г. комплекс был принят на вооружение под наименованием МиГ-25-40, при этом РЛС получила обозначение РП-СА, а ракеты — Р-40. Серийное производство ракет и их вариантов велось на Калининградском машиностроительном заводе с 1965 г. по конец 1980-х гг. Группа разработчиков была удостоена Государственной премии. Ракета обеспечивала поражение целей, летящих со скоростью до 3000 км/ч на высотах от 0,5 до 27 км, в том числе отрабатывающих маневр с перегрузкой до 2,5 единиц. При стрельбе в заднюю полусферу диапазон дальностей пуска составлял от 2,3 до 15 км, в переднюю полусферу дальность пуска достигала 30 км. Ракета массой 472 кг оснащалась осколочно-фугасными боевыми частями общей массой 52 кг. Длина ракеты составляла 6,1 м при диаметре 0,3 м, размах крыла — 1,45 м.
После демонстрации советского документального фильма с довольно детальными фрагментами, изображающими МиГ-25П с ракетным вооружением, кадры из него неоднократно перепечатывались в зарубежных изданиях, а ракеты Р-40 получили наименование АА-6 Acrid.
После принятия авиационного ракетного комплекса перехвата продолжались работы по расширению его боевых возможностей. Уже в 1972 г. МиГ-25 №8408 сбил МиГ-15 на высоте всего 500 м.
МиГ-25, несомненно, — уникальное достижение мирового авиастроения, самый быстрый в мире крупносерийный самолет. Показательно то, что как в СССР, так и за океаном разработка велась одновременно по вариантам истребителя (МиГ-25П и YF-12) и разведчика (МиГ-25Р и SR-71). Американцы прекратили разработку перехватчика: даже без учета противодействия до США чисто технически могло долететь всего около двух сотен наших бомбовозов. При использовании обычного оружия ущерб от такого налета не превысил бы стоимость сбитых самолетов, а в ядерной войне пара сотен бомб терялась на фоне тысяч боеголовок баллистических ракет. Напротив, Советскому Союзу угрожало не только втрое большее число В-52, но и тысячи самолетов тактической и палубной авиации, способные натворить бед и до перехода к стадии ядерного апокалипсиса.
МиГ-25П ВВС Ливии с ракетами Р-40
Подход вплотную к трехмаховой скорости потребовал изыскания новых технических решений не только от самолетчиков, но и от конструкторов РЛС и ракет, впервые длительно работающих в условиях «теплового барьера». За исключением этой специфики, РЛС МиГ-25 в основном соответствовала радару от Ту-128, при этом неспособность находить цели на фоне земли считалась не столь удручающей с учетом предназначения МиГ-25 как высотного скоростного перехватчика — охотника за В-70 и SR-71. Однако «Валькирия» так и не пошла в серию, а число построенных SR-71 в десятки раз уступало суммарному выпуску МиГ-25.
В ходе серийного производства комплекса МиГ-25-40, как всегда, проводилась «малая» модернизация: РЛС «Смерч-А1»сменила «Смерч-А2», за ней последовала «Смерч-АЗ». Для подтверждения работоспособности нововведений проводились стрельбы, в ходе которых широко использовались относительно дешевые мишени Ла-17. В 1974 г. проводились испытания по обстрелу тепловыми ракетами Ла-17, летящих на фоне земли.
Наряду с этим рассматривалась и «большая» модернизация Миг-25 и его вооружения. Для увеличения дальности, скорости и высоты полета модернизированный МиГ-25 предусматривалось оснастить усовершенствованными двигателями Р-15БФ2-300, установить на нем новую РЛС с дальностью обнаружения целей 120 км и вооружить его ракетами К-40М («изделие 65»), способными поражать цели на удалении до 60 км — вдвое больше, чем у К-40. Проработки по К-40М, начатые в 1973 г., предусматривали внедрение схемы с захватом цели ГСН не на подвеске под носителем, а на траектории полета, как это уже реализовывалось на К-24.
Эти работы шли без особой спешки и не носили приоритетного характера: параллельно велась разработка намного более перспективного С-155М, будущего МиГ-31 Тем не менее в мае 1976 г. был выпущен эскизный проект по ракете К-40М, соответствующее постановление оставалось лишь утвердить в ЦК КПСС, но абсолютно непредвиденные обстоятельства резко ускорили и совершенно изменили основную направленность работ по новой модификации вооружения МиГ-25П.