Предыдущая Оглавление Следующая

RuAAM194.jpgRuAAM195.jpg

Ракета Р-40РД-1 («изделие 46Д-1»).

RuAAM196.jpg

Ракета Р-40ТД-1 («изделие 46Д-1»).

Ракета К-40Д (Р-40Д, «изделие 46Д»)

6 сентября 1976 г. взлетевший с дальневосточного аэродрома Чугуевка замполит одной из эскадрилий 531-го истребительного авиационного полка ПВО Виктор Беленко посадил свой МиГ-25П в японском аэропорту Хакодате. Возможно, наше поколение так и не узнает истинных причин случившегося. Однако удручающие последствия этого происшествия были очевидны: радиоэлектронное оборудование самолета и его вооружение стали доступны для изучения вероятному противнику. Это открывало США и их союзникам прекрасные перспективы для отработки эффективных средств противодействия. В течение всего лишь двух месяцев удалось выработать срочную, но продуманную реакцию...

Руководство партии и правительства постановлением от 4 ноября 1976 г. задало развернутую программу реализации соответствующих контрмер, предусматривающую, в частности, замену РЛС и вооружения МиГ-25П. Постановление устанавливало крайне жесткие сроки реализации: новую технику требовалось представить на государственные испытания ровно через год, в ноябре 1977 г. С учетом острого дефицита времени за основу новой РЛС самого быстрого истребителя мира была принята последняя серийная новинка отечественной техники — созданный для МиГ-23М локатор семейства «Сапфир-23» (РП-23). Важнейшее достоинство этой станции, заключающееся в способности обнаружения и отслеживания воздушных целей на фоне земли, было достигнуто применением режима квазинепрерывного излучения. В силу этой особенности новая станция была несовместима с «радийными» ракетами Р-40.

Задача доработки вооружения была решена простейшим образом: на ракетах К-40Д установили новые ГСН РГС-25, созданные на базе РГС-24 ракет Р-24, предназначенных для МиГ-23МЛ и МиГ-23П. Ракета Р-24 имела существенно меньший диаметр, что привело к сокращению длины на 0,165 м, характерному излому обводов передней части усовершенствованных ракет Р-40Р, получивших наименование Р-40РД. ГСН РГС-25 разрабатывалась в НИИП коллективом, возглавляемым главным конструктором Е.Н. Геништой и его заместителями М.Н. Гущиным и Б.С. Патрикеевым. Рассматривался и вариант с увеличенной в соответствии с размерами К-40 антенной ГСН. Однако имея преимущество по дальности сопровождения цели, такая ГСН за счет сужения луча не обеспечивала ее захвата с заданной вероятностью.

Была доработана и тепловая модификация ракеты, получившая обозначение Р-40ТД и оснащавшаяся усовершенствованной головкой самонаведения, обеспечивающей атаку как в переднюю, так и в заднюю полусферы цели. Азотная система охлаждения фотоприемника ГСН размещалась на ракете.

Еще до принятия постановления осенью 1976 г. началась подготовка техдокументации по ракете К-40Д. Времени на выпуск технических предложений и эскизного проекта не было, да и высокая степень заимствования элементов от штатной К-40 и от К-24 сводила технический риск к минимуму. Подготовили три модернизированных самолета: МиГ-25ПД («перехватчик доработанный») №3305, совершивший свой первый полет 19 ноября 1977 г., а также самолеты №3306 и 3307. В следующем году они выполнили более 200 полетов. К ним присоединились и два ранее изготовленных МиГ-25П (№84027017 и 84031402), доработанных и получивших обозначения МиГ-25ПДС («перехватчик доработанный в строю»). На начальном этапе летных испытаний ракет автономные и программные пуски проводились с летающей лаборатории ЛЛ-84Д (усовершенствованный МиГ-25 №1104).

RuAAM197.jpg

Подвеска ракеты Р-40ТД под крылом перехватчика МиГ-31.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz