Предыдущая Оглавление Следующая

В силу новизны задачи проектные работы в ЦКБ-16 были по-настоящему изыскательские. На основании испытаний, проведенных на стендах, разработали конструкцию герметичной пусковой шахты высотой 13,5 м и диаметром 2,05 м. Исходя из ее значительных внешних габаритных размеров в результате проработок был принят оптимальный вариант размещения двух пусковых шахт на подводной лодке: вертикально по диаметральной плоскости в районе IV отсека за счет уменьшения в нем количества кают и снятия одной группы аккумуляторных батарей.

Технический проект ракетной субмарины В-611 («Волна»-611, кодовое обозначение НАТО - Zulu IV) в августе 1954 г. был представлен в Министерство судостроительной промышленности и заказчику - в Главное управление кораблестроения ВМФ. В сентябре он был рассмотрен и утвержден без замечаний (табл.2).

Для переоборудования была выделена подводная лодка Б-67, построенная в Ленинграде на заводе № 196 («Судомех»). В 1953 г. ее перевели по Беломорско-Балтийскому каналу, где она около года находилась в составе одной из бригад строящихся кораблей Северного флота. Первым командиром подводной лодки назначили капитана 3 ранга Ф.И. Козлова.

В сентябре 1954 г. Б-67 перевели в Молотовск (ныне Северодвинск) на завод №402 (теперь «Северное машиностроительное предприятие»). Ее поместили в крытый эллинг. Переоборудование подводной лодки Б-67 (строитель на заводе И.С. Бахтин) проводилось в обстановке строгой секретности. О секретности работ говорит тот факт, что даже старпом лодки не был поставлен в известность о предстоящем! В соответствии с демонтажной ведомостью с лодки выгрузили одну из четырех групп аккумуляторной батареи типа 46 СУ, вычистив фактически весь IV отсек, срезали кормовую часть ограждения прочной рубки и выдвижных устройств, а также надстройку и часть легкого корпуса в районе этого отсека. В четвертом отсеке вместо группы аккумуляторных батарей разместили две ракетные шахты.

Табл. 2

Основные тактико-технические элементы подводных лодок проектов 611, В-б11и АВ-б11

Основные тактико-технические элементы ПЛ

Проекты ПЛ

611

В-611

АВ-611

Главные размерения (наибольшие), м:

длина 

90,5

90,5

90,5 

ширина 7,5  7,5  7,5 
осадка 5,01 5,14 5,15

Водоизмещение, м3: надводное (нормальное) /подводное (полное)

1831/ 2600

1875 /2387

1890 /2415

Запас плавучести, %

28,3

27

27

Глубина погружения, м: рабочая/предельная

170 /200

170 /200

170 /200

Скорость хода, узлы: надводного/ подводного/ в режиме РДП

17 /15/-

16,5 /13/ 6,5

16,5 /12,5/ 6,5

Автономность, сут.

75

58

58

Дальность плавания, мил/уз. надводная /подводная/ в режиме РДП

22000/9,2
443/2,1
-

4230/16,5
290/2
6300/6,5

3650/16,5
290/2
6300/6,5

Экипаж, чел.: всего, в т.ч. офицеров

65/-

72/9

72/9

Энергетическая установка:

тип главных дизелей число х мощность, л.с.

37Д 3х2000

37Д 3х2000

37Д 3х2000

Вооружение:

-ракетное:
количество и тип ракет
 система управления ракетным комплексом
 аппаратура определения параметров качки и рыскания


2хР-11М
ИПЭСУ
«Сатурн АВ611»


2хР-11ФМ
ИПЭСУ
«Сатурн АВ611»

счетно-решающие приборы

«Доломит»

«Доломит»

-торпедное, калибра 533 мм, шт.:
носовые аппараты
кормовые аппараты
приборы управления стрельбой


6
4
ПУТС-Л-6-4


6
4
ПУТС-Л-6-4


-
4
 ПУТС-Л-6-4

 

SBMD1009.jpg

Командир ПЛ Б-67 проекта В-611 капитан 3 ранга Ф.И. Козлов.

Работа по размещению ракетных шахт в прочном корпусе и пусковых устройств в шахтах вызывала много вопросов хотя бы потому, что никто не знал, каким будет пуск с качающейся платформы, повлияют ли раскаленные газы на стартовое устройство и корпус, выдержат ли ракеты многосуточную качку и давление на глубине. Да и саму шахту пришлось разрабатывать впервые. В частности, «требовалось создать принципиально новый агрегат, способный удерживать ракету после ее погрузки на лодку, - писал сотрудник ЦКБ-16 В.И. Жарков, - убрать ее в шахту, выдвинуть перед стартом и освободить от крепления в нужный момент. Все эти операции после всплытия корабля требовалось выполнить за 5 мин, и при волнении до 5 баллов, да еще с ракетой, весившей свыше 5 т!»

Чтобы «вписать» шахты диаметром более двух метром и длиной 14 м, пришлось прорезать прочный корпус (диаметром 5,6 м) насквозь - сверху и снизу. Поскольку конструкция лодки (как и ракетная шахта) при погружении испытывает различные напряжения от обжатия прочного корпуса, то шахту закрепили только в верхней части, «подвесив» ее на верхнем опорном стакане, вваренном в прочный корпус. Прочный корпус в этом месте имел рецесс, в котором шахта помещалась относительно свободно, имея зазор на случай обжатия прочного корпуса. Такая компоновка сказалась на архитектурном облике корабля - с высоким ограждением рубки и килевой наделкой.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz