В силу новизны задачи проектные работы в ЦКБ-16 были по-настоящему изыскательские. На основании испытаний, проведенных на стендах, разработали конструкцию герметичной пусковой шахты высотой 13,5 м и диаметром 2,05 м. Исходя из ее значительных внешних габаритных размеров в результате проработок был принят оптимальный вариант размещения двух пусковых шахт на подводной лодке: вертикально по диаметральной плоскости в районе IV отсека за счет уменьшения в нем количества кают и снятия одной группы аккумуляторных батарей.
Технический проект ракетной субмарины В-611 («Волна»-611, кодовое обозначение НАТО - Zulu IV) в августе 1954 г. был представлен в Министерство судостроительной промышленности и заказчику - в Главное управление кораблестроения ВМФ. В сентябре он был рассмотрен и утвержден без замечаний (табл.2).
Для переоборудования была выделена подводная лодка Б-67, построенная в Ленинграде на заводе № 196 («Судомех»). В 1953 г. ее перевели по Беломорско-Балтийскому каналу, где она около года находилась в составе одной из бригад строящихся кораблей Северного флота. Первым командиром подводной лодки назначили капитана 3 ранга Ф.И. Козлова.
В сентябре 1954 г. Б-67 перевели в Молотовск (ныне Северодвинск) на завод №402 (теперь «Северное машиностроительное предприятие»). Ее поместили в крытый эллинг. Переоборудование подводной лодки Б-67 (строитель на заводе И.С. Бахтин) проводилось в обстановке строгой секретности. О секретности работ говорит тот факт, что даже старпом лодки не был поставлен в известность о предстоящем! В соответствии с демонтажной ведомостью с лодки выгрузили одну из четырех групп аккумуляторной батареи типа 46 СУ, вычистив фактически весь IV отсек, срезали кормовую часть ограждения прочной рубки и выдвижных устройств, а также надстройку и часть легкого корпуса в районе этого отсека. В четвертом отсеке вместо группы аккумуляторных батарей разместили две ракетные шахты.
Табл. 2
Основные тактико-технические элементы подводных лодок проектов 611, В-б11и АВ-б11 |
|||
Основные тактико-технические элементы ПЛ |
Проекты ПЛ |
||
611 |
В-611 |
АВ-611 |
|
Главные размерения (наибольшие), м: |
|||
длина |
90,5 |
90,5 |
90,5 |
ширина | 7,5 | 7,5 | 7,5 |
осадка | 5,01 | 5,14 | 5,15 |
Водоизмещение, м3: надводное (нормальное) /подводное (полное) |
1831/ 2600 |
1875 /2387 |
1890 /2415 |
Запас плавучести, % |
28,3 |
27 |
27 |
Глубина погружения, м: рабочая/предельная |
170 /200 |
170 /200 |
170 /200 |
Скорость хода, узлы: надводного/ подводного/ в режиме РДП |
17 /15/- |
16,5 /13/ 6,5 |
16,5 /12,5/ 6,5 |
Автономность, сут. |
75 |
58 |
58 |
Дальность плавания, мил/уз. надводная /подводная/ в режиме РДП |
22000/9,2 |
4230/16,5 |
3650/16,5 |
Экипаж, чел.: всего, в т.ч. офицеров |
65/- |
72/9 |
72/9 |
Энергетическая установка: |
|||
тип главных дизелей число х мощность, л.с. |
37Д 3х2000 |
37Д 3х2000 |
37Д 3х2000 |
Вооружение: |
|||
-ракетное: |
|
|
|
счетно-решающие приборы |
«Доломит» |
«Доломит» |
|
-торпедное, калибра 533 мм, шт.: |
|
|
|
Командир ПЛ Б-67 проекта В-611 капитан 3 ранга Ф.И. Козлов.
Работа по размещению ракетных шахт в прочном корпусе и пусковых устройств в шахтах вызывала много вопросов хотя бы потому, что никто не знал, каким будет пуск с качающейся платформы, повлияют ли раскаленные газы на стартовое устройство и корпус, выдержат ли ракеты многосуточную качку и давление на глубине. Да и саму шахту пришлось разрабатывать впервые. В частности, «требовалось создать принципиально новый агрегат, способный удерживать ракету после ее погрузки на лодку, - писал сотрудник ЦКБ-16 В.И. Жарков, - убрать ее в шахту, выдвинуть перед стартом и освободить от крепления в нужный момент. Все эти операции после всплытия корабля требовалось выполнить за 5 мин, и при волнении до 5 баллов, да еще с ракетой, весившей свыше 5 т!»
Чтобы «вписать» шахты диаметром более двух метром и длиной 14 м, пришлось прорезать прочный корпус (диаметром 5,6 м) насквозь - сверху и снизу. Поскольку конструкция лодки (как и ракетная шахта) при погружении испытывает различные напряжения от обжатия прочного корпуса, то шахту закрепили только в верхней части, «подвесив» ее на верхнем опорном стакане, вваренном в прочный корпус. Прочный корпус в этом месте имел рецесс, в котором шахта помещалась относительно свободно, имея зазор на случай обжатия прочного корпуса. Такая компоновка сказалась на архитектурном облике корабля - с высоким ограждением рубки и килевой наделкой.