Предыдущая Оглавление Следующая

П-7

Дальнейшим этапом развития стратегического оружия стала разработка крылатой ракеты П-7 (4К77), призванная объединить новшества в бортовой аппаратуре П-5Д с совершенствованием собственно летательного аппарата, направленным на удвоение максимальной дальности пуска при практическом сохранении габаритов П-5. В постановлении от 19 июня 1959 г. отмечалось, что, «учитывая положительные результаты испытаний П-5», коллективу ОКБ-52 надлежало приступить к созданию крылатой ракеты П-7 с дальностью полета 900—1000 км, скоростью 1300—1400 км/ч, высотой полета 200—400 м, точностью пуска 6 км. Ракету следовало представить на летно-конструкторские испытания в IV кв. 1960 г., на совместные летные испытания с подводной лодки — в III кв. 1961 г. Головной организацией определялось ОКБ-52, разработчиком автономной СУ — ОКБ-923 ГКАТ (Антипов, затем В.В. Драпкин), доплеровской аппаратуры — НИИ-17 (Колчинин, затем В.А. Грановский), радиовысотомера — ОКБ-379 (Фомин).

При сохранении общей схемы П-5 изменилась компоновка отдельных узлов и увеличился объем баков. При этом использовались результаты более ранних проработок по оснащению П-5 боевой частью повышенной мощности, выполненных ОКБ-52, но не реализованных в металле из-за того, что ядерщики сумели создать более совершенный заряд без превышения габаритов. В связи с увеличением объема баков воздухозаборник сместился вперед, заняв место впереди крыла. Стартовый вес ракеты возрос на 1,2 т по сравнению с П-5 при практически тех же габаритах. На ракете предусматривалось внедрение новых комплектующих: турбореактивного двигателя КР-21-26 конструкции С.А. Гаврилова, автопилота АП-71, доплеровской аппаратуры «Парус», радиовысотомера РВ-7. Тяга стартового агрегата с двигателями ПРД-94 по сравнению с П-5 возросла более чем втрое, достигнув 120 т. Масса топливного заряда единичного двигателя увеличилась до 245 кг за счет удлинения пороховых шашек на 200 мм и уменьшения диаметра канала с 57 до 42 мм.

Проект крылатой ракеты (КР) П-7 был разработан на основной территории в Реутове, а рабочие чертежи с 1959 г. выпущены филиалом ОКБ-52 на авиационном заводе в Подберезье, он же поселок Иваньково (ныне г. Дубна). Начальником филиала назначили П.Н. Обрубова, затем П.А. Мирославского, которого на должности ведущего конструктора по теме П-7 сменил В.А. Вишняков.

Отметим, что на заводе №256 уже лет десять действовал филиал микояновского ОКБ-155 во главе с Б.Я. Березняком, весьма успешно занимавшийся не только доводкой изделий, спроектированных на основной территории ОКБ-155 в Москве группой конструкторов во главе с М.И. Гуревичем, но и самостоятельной разработкой крылатых ракет П-15, КСР, КСР-2, КСР-11 и др.

Задержки с подготовкой маршевого двигателя не позволили начать испытания в намеченный срок (1960 г.), но 21 апреля 1961 г. все-таки состоялся первый пуск П-7 с качающегося стенда СМ-49 в Капустином Яре. С апреля по июль 1962 г. со стенда 4А было запущено 10 ракет. В процессе отработки в 1962 г. несколько изменилась компоновка двух передних отсеков фюзеляжа.

Кроме того, в 1962 г. было запущено шесть ракет по программе заводских конструкторских и семь по плану совместных летных испытаний. В 1963 г. осуществили еще четыре пуска, связанных с доработкой доплеровской аппаратуры «Парус». При испытаниях была достигнута дальность полета 900 км.

Исходя из планов проведения испытаний П-7 подводный ракетоносец С-148 практически сразу после вступления в строй вернулся на «Красное Сормово» для переоборудования по проекту 644-7. На корабле разместили унифицированную аппаратуру предстартовой подготовки и старта, комплекс управления стрельбой «Старт», обеспечивающие применение как ракет П-7, так и П-5Д. С учетом утяжеления П-7 в сравнении с П-5 пришлось изменить балансировку лодки.

Начиная с октября 1963 г. на Белом море состоялось 11 пусков с лодки С-148. Стрельбы производились с акватории Белого моря по боевому полю на Новой Земле. После их завершения в ноябре 1964 г. прошли еще два успешных пуска по программе контрольных испытаний. С учетом ракет, запущенных с наземной пусковой установки, было выполнено 23 пуска П-7. Дубнинский завод №256 подготовился к их серийному производству. Однако к этому времени моральное устаревание стратегических крылатых ракет первого поколения стало очевидным, и постановлением от 24 августа 1965 г. все работы по П-7 прекратились.

SSNG1080.jpgSSNG1081.jpg

Схема крылатой ракеты П-7.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz