Предыдущая Оглавление Следующая

SSNG2086.jpg

Корабль пр.1134 «Вице-адмирал Дрозд».

Второй жертвой оказалась корабельная артиллерия: от 76-мм автоматов АК-726 перешли к 57-мм спаренным АК-725. Правда, при этом бортовое размещение и применение двух радиолокационных станций орудийной наводки МР-103 «Барс» обеспечило круговую зону обстрела. При отсутствии в боекомплекте 76-мм снарядов с радиолокационными взрывателями эффективность стрельбы АК-726 и АК-725 по воздушным целям была соизмерима, но в качестве противокорабельного оружия 57-мм орудия были явно недостаточны.

Архитектура корабля по сравнению с пр. 58 стала более приземистой и гармоничной. Полубак удлинился до 80% длины корпуса. Конструкторы ограничились одной башнеподобной мачтой с «Ангарой» МР-310, разместив второй радар «Кливер» на более низкой мачтотрубе, сменившей пару труб пр. 58. Это внешнее отличие отражало объединение двух машинно-котельных отделений в одно. Основная энергоустановка и система электроснабжения заимствовались от пр. 58. При этом с ростом водоизмещения скорость снизилась с 34,5 до 33 узлов, но дальность возросла с 3500 до 5000 миль.

Постановлением 1961 г. предусматривалось строительство пр. 1134 на заводе № 190 (имени Жданова) за счет сокращения программы строительства пр. 61: фактически до 1965 г. было сдано пять этих БПК. Помимо прочего ленинградский завод возвращался к привычным паровыми турбинам, изготовленным на соседнем Кировском заводе, в то время как николаевские корабелы продолжали серию пр. 61 с газовыми турбинами местного производства.

Головной корабль «Адмирал Зозуля» (заводской номер 791) заложили на Ждановском заводе 26 июля 1962 г., а спустили на воду 17 октября 1963 г. В строй он вступил 9 октября 1967 г., вскоре приняв участие в юбилейном параде на Неве в ознаменование 50-летия Октябрьской революции. Последующие три корабля — «Владивосток» (№792), «Вице-адмирал Дрозд» (№793) и «Севастополь» (№794) пополнили флот с 25 сентября 1968 г. по 11 октября 1969 г.

Архитектурно пр. 1134 стал прообразом почти всех относительно крупных кораблей советского флота, включая не только его непосредственные модификации — пр. 1134А и 1134Б, но и эсминец пр. 956, ракетный крейсер пр. 1164 и даже атомоход пр. 1144.

В начале 1960-х гг. советскую военно-морскую доктрину потрясли мощнейшие тектонические сдвиги. С массовым развертыванием иностранных стратегических ракетоносцев они превратились в «цель номер один», отодвинув в тень прежнего главного врага — авианосцы, которые уже предназначались в основном для локальных войн, сохраняя роль всего лишь резерва при возникновении большой ядерной войны.

Соответственно менялась и советская кораблестроительная программа, уделяя все больше внимания противолодочным силам. Возникает интерес к противолодочному оружию типа французской «Малафон» или англо-австралийской «Икары», представлявшим собой крылатые ракеты, доставляющие в точку обнаружения подводной лодки самонаводящуюся ракету.

ОКБ-52 подготовило проектное предложение по модификации П-35 для доставки в заданный район торпеды. Но исходная ракета, оснащенная топливно-экономичным, но тяжелым и сложным турбореактивным двигателем, была слишком дорога, тяжела и громоздка, обеспечивая дальность, явно избыточную даже при самом оптимистичном прогнозе развития отечественных гидроакустических комплексов. Разработку противолодочного оружия поручили создателю катерных противокорабельных ракет П-15 А.Я. Березняку. Им была создана противолодочная ракета «Метель», которой и стали оснащаться сменившие пр. 1134 большие противолодочные корабли пр. 1134А, 1134Б и 1155, а также намного меньшие сторожевые корабли пр. 1135, 1135М.

SSNG2087.jpg

Размещение пусковых установок КТ-35 на корабле пр. 1134 «Владивосток».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz