Предыдущая Оглавление Следующая

Проект 206МР

Как уже отмечалось, для испытаний комплекса П-25 предусматривалась постройка катера пр. 205Э. Он был построен в 1962 г. на заводе №5 и первоначально отличался от серийных кораблей пр. 205 поднимающимися контейнерными пусковыми установками для ракет П-25 и соответствующими корабельными системами. В 1963 г. катер дооснастили передним подводным крылом и управляемой транцевой плитой. После прекращения работ по П-25 технический задел по пр. 205Э был использован при проектировании торпедного катера пр. 206М который первым из серийных советских катеров получил солидное артиллерийское вооружение — спаренную 57-мм автоматическую установку АК-725.

SSNG3044.jpg

Ракетный катер на подводных крыльях пр. 206МР «Вихрь». На заднем плане виден ракетный катер пр. 205.

SSNG3045.jpg

Ракетный катер пр. 206МР «Вихрь».

С 1973 г. в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора А.П. Городянко разрабатывался катер на подводных крыльях пр. 226. После завершения эскизного проекта он получил обозначение пр. 206МР «Вихрь». Катер был оснащен носовым подводным крылом с управляемыми закрылками и управляемой транцевой плитой, двумя пусковыми установками КТ-97М с ракетами П-15М, РЛС «Гарпун», 76-мм и 30-мм артиллерийскими установками АК-176М и АК-630М, наводимыми от общей РЛС. Это позволило, несмотря на рост водоизмещения до 259 т, сохранить максимальный ход 42 узла, поддерживая его до 36 узлов и при волнении 5 баллов. Дальность плавания уменьшилась до 770 миль. Головной катер Р-27 (заводской номер 241) был построен на Средненевском заводе в Усть-Ижоре (бывшем №363) в 1977 г. Всего эта верфь до 1983 г. поставила флоту еще 11 этих на редкость красивых кораблей — Р-44, Р-50, Р-211, Р-254, Р-260, Р-262, Р-265, Р-251, Р-15, Р-25, Р-30 (со строительными номерами С 242 по 252).

SSNG3046.jpg

Катер пр. 206МР «Вихрь» оснащался двумя пусковыми установками КТ-97М с ракетами П-15М.

Проект 1241Т

Осознание слабости оборонительных средств катеров пр. 205 пришло задолго до того, как оно проявилось на Средиземном море входе октябрьской войны 1973 г Напротив, пути решения этой проблемы были намечены как раз в то время, когда был достигнут триумфальный успех советского ракетного оружия — потопление израильского эсминца «Эйлат». В качестве первого этапа было предусматривалось дальнейшей строительство катеров пр. 205 вести с сокращенным вдвое ракетным вооружением, установив вместо пары контейнеров с П-15 спаренный 57-мм автомат АК-725. На втором этапе намеревались удлинить катер на 4 м, восстановив прежний ракетный залп в сочетании с размещением АК-725. Первое направление было реализовано (пусть и спустя десятилетие и на базе нового корпуса на подводных крыльях) в пр. 206МР. Что касается удлинения катера на 20%, то оно не обеспечивалось резервами прочности, заложенными в исходной конструкции пр. 205: конструкторы «москитного флота» всегда стремились облегчить корпуса своих корабликов. Требовалась практически новая конструкция, а не простая врезка четырехметровой секции. Кроме, того, эффективное решение задач ПВО требовало применения зенитного ракетного комплекса. Всем требованиям по ударному и оборонительному оружию удовлетворяли начатые строительством в те же годы малые ракетные корабли пр. 1234, по водоизмещению втрое превышавшие катера пр. 205.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz