А.Г. Гапоненко, М.М. Старостин, В.И. Хомич, В.И. Резниченко
Об авторах
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Гапоненко Альфред Григорьевич. Генерал-лейтенант. Родился в 1931 г. Служил в Советской Армии с 1951 по 1991 г. Службу проходил в танковых войсках на командно-штабных должностях от командира взвода до командира 8-й Гвардейской танковой дивизии 5-й Гвардейской танковой армии Белорусского военного округа. Участник боевых действий в Афганистане. 7 лет проработал в Генеральном штабе, затем 7 лет на военно-дипломатической работе. Кандидат военных наук. |
Резниченко Вячеслав Иванович. Родился в 1938 г. Старший инженер-лейтенант запаса. В 1956 г. поступил в Московский авиационный институт. После окончания МАИ был направлен в ОКБ М.Л. Миля. Кандидат технических наук. Является одним из ведущих специалистов в области композиционных материалов, создания ударопрочных конструкций, обладающих повышенной боевой живучестью. Автор более 150 научных трудов, учебных пособий, учебников, монографий и изобретений. Профессор, член-корреспондент Российской экологической академии, член военно-технической секции ВНО Культурного центра МО с 1996 г. |
Старостин Михаил Михайлович. Полковник. Родился в 1937 г. В 1967 г. закончил Военную академию бронетанковых войск по специальности «эксплуатация, ремонт и производство бронетанковой техники», проходил службу в войсках на различных должностях. С 1971 г. работал в Военной академии бронетанковых войск. Заслуженный изобретатель Российской Федерации. Кандидат технических наук. Профессор. |
Хомич Вадим Иванович. Полковник. Родился в 1926 г. В 1944 г. окончил Военную школу радиоспециалистов танковых войск и был направлен на 1-й Белорусский фронт. В 1945 г. поступил в ВАБТМ им. Сталина, которую окончил в 1951 г. В дальнейшем работал старшим научным сотрудником, преподавателем Академии БТВ им. Малиновского. Демобилизовался в 1977 г., далее работал преподавателем МАДИ, ГЦППМ, ВИСМа, кандидат технических наук. Профессор, член-корреспондент Российской экологической академии, председатель военно-технической секции ВНО Культурного центра МО.
|
Двадцатый век ознаменовался двумя крупнейшими в истории человечества войнами с огромными людскими и материальными потерями. Прошедшие войны кроме этого характеризовались кардинальными изменениями в способах и методах ведения боевых действий и в военной технике.
Если в Первой мировой войне новинкой явилось применение танков и самолетов, то во Второй мировой танки и авиация стали решающими видами оружия, определяющими исход сражений.
Боевые свойства танков (высокая подвижность, огневая мощь и защищенность от средств поражения противника) во многом определяли характер, темпы и успех боевых операций. Так было во время блицкригов начальной фазы Второй мировой войны — победного шествия немецких танков по Европе, это же наблюдалось и на заключительном ее этапе, когда советские танки, за считанные месяцы преодолев пол-Европы, завершили разгром немцев в Берлине.
В ходе войны танки непрерывно совершенствовались, улучшались их боевые качества, технология производства и восстановления. Одним из итогов Второй мировой войны стало превращение СССР в великую танковую державу, обладающую наиболее мощными и боеспособными танковыми войсками.
За военные годы наша промышленность дала фронту свыше 98000 танков и САУ, что почти в 3 раза превысило их производство в Германии и ее странах-сателлитах. Не менее существенно, что за эти годы ремонтными заводами и силами танковых частей было восстановлено и введено в строй около 400 тыс. боевых единиц бронетанковой техники. Последнее обстоятельство — быстрое восстановление танков — не раз играло решающую роль в продолжительных боях. Как свидетельствует участник битвы под Курском кандидат военных наук В.М. Крят [1], одной из причин, побудивших немецкое командование выйти из крупнейшего танкового сражения Второй мировой войны — битвы под Прохоровкой, явилось быстрое восстановление на поле боя около двухсот советских танков, что резко изменило соотношение сил в нашу пользу.
По совокупности боевых качеств советский Т-34 стал лучшим танком Второй мировой войны. Общие принципы, заложенные в его конструкции, послужили основой для развития танков во многих странах в послевоенные годы.
Вместе с тем, как отмечает профессор А.С. Степанов [2], советским танкам принадлежит «лидерство» не только в боевой эффективности, но и по потерям. Как отмечено в его статье, «суммарные потери нашей армии в танках и САУ разных типов составили за годы войны 96,5 тыс. единиц. Соотношение наших и немецких потерь оказывается 2,27:1, т.е., несмотря на превосходство наших Т-34 и KB над немецкими танками, в первые годы войны мы потеряли в два раза (с лишним — ред.) больше машин...» Причинами этого стали недостаток опыта боевого применения танков, большая сменяемость и недостаточная обученность танкистов и ряд других обстоятельств. Эти факторы, конечно, не умаляют роли наших бронетанковых войск в общей победе, но, несомненно, должны были учитываться в дальнейшем.
В числе мер, предлагаемых А.С. Степановым для минимизации потерь, указывается изменение организационной структуры танковых частей, а также необходимость дальнейшего развития конструкции танков с целью повышения их огневой мощи, бронезащищенности, улучшения живучести.
В послевоенный период, и особенно в годы «холодной войны», во всем мире активно продолжались работы по совершенствованию конструкции танков. В Советском Союзе в разные годы были разработаны и приняты на вооружение танки Т-54, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90, обладающие исключительными боевыми характеристиками. В силу этого отечественные танки широко экспортировались в страны Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки, Варшавского Договора, составляя ныне больше половины танкового парка мира.
За рубежом были созданы такие танки, как «Леопард-1» и «Леопард-2» (Германия), M1 «Абрамс» (США), «Челленджер» (Великобритания), «Меркава» (Израиль) и др.
В работе над современными танками конструкторы в основном опирались на опыт прошлой войны, при этом недостаточно учитывая достижения в других видах оружия и опыт современных так называемых «локальных» войн. Это привело к известному кризису и застою в дальнейшем развитии танков начиная с 1990-х гг.
Внешними проявлениями кризиса можно считать резкое сокращение выпуска танков (в десятки раз), свертывание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, уменьшение численности танков в войсках, а следовательно, и снижение потребности в производстве танков.
Причинами кризиса явилась разрядка международной обстановки, спад напряженности между великими державами, а также, не в последнюю очередь, итоги локальных войн последних 50 лет. Эти войны (арабо-израильские войны, ирано-иракские конфликты, войны в Ираке и др.), характеризовавшиеся массированным использованием бронетанковой техники, широким применением авиации, а также новейших противотанковых средств, поступивших на вооружение сухопутных войск, выявили ряд недостатков современных танков, значительно снизивших боевую эффективность их применения в современной войне. Эти недостатки привели к резкому увеличению потерь и в ряде случаев заставили отказаться от массового использования танков в боевых действиях.
В военных кругах некоторых стран возникло мнение о бесперспективности применения танков как основной ударной силы сухопутных войск. Так, в середине 1970-х гг. американцами был отснят и широко растиражирован учебный фильм с условным названием «Вертолеты против танков», в котором убедительно показывались преимущества применения вертолетов для борьбы с танками противника. На основании опыта учений авторами фильма делалось заключение о превосходстве в боевой эффективности вертолетов в сравнении с танками в соотношении 14:1. Опыт успешного использования вертолетов в арабо-израильской войне 1973—1975 гг. подтверждал этот вывод.
Слабая защищенность танков при атаках с воздуха, большие потери в бронетанковой технике при действиях в населенных пунктах (в частности, в Чеченской кампании 1994—1995 гг.) вызвали необходимость в пересмотре взглядов на требования к современному танку.
В 1998 г. военно-технический комитет ГШ МО предложил военно-научному обществу при ЦДСА разработать новую концепцию перспективного танка, соответствующую современным условиям ведения боевых действий. К ее разработке была привлечена военно-техническая секция ВНО, включавшая в себя большую группу ученых, в подавляющем большинстве участников ВОВ, имеющих большой опыт службы в танковых частях и работы на производстве.