Танки Т-72А одной из учебных частей с установленным ОПВТ. Вместо воздухопитающей трубы установлена труба-лаз.
Т-72, как и все наши танки, не отличается особым комфортом. Так, например, калорифер обогрева боевого отделения в зимнее время эффективен только в том случае, когда все люки танка закрыты. При совершении же марша люк механика-водителя, а также командира (особенно если командир танка является и командиром подразделения), как правило, открыты. И все тепло, создаваемое небольшим калорифером, выдувается в считанные секунды. Поэтому умудренные опытом танкисты в районах с суровым климатом шили из брезента специальный чулок, который одним концом крепился к крыше моторно-трансмиссионного отделения, в том месте, где выходил наружу воздух, протянутый вентилятором через радиаторы, а другим концом - в люк для выброса поддонов. Таким образом обеспечивалась подача горячего воздуха внутрь танка, чем и решалась проблема обогрева экипажа на марше, чего, опять же, невозможно было сделать на «шестьдесятчетверках»: там нет вентилятора. Правда, было здесь и одно «но»: воздух-то этот проходил через МТО и все пары топлива и масла, образующиеся там при работе двигателя и его агрегатов, летели в боевое отделение. После совершения 100 км марша зимой на Урале с использованием только что описанной системы обогрева наши лица были похожими на лица кочегаров, зато без обморожений.
Меня всегда удивляло в отечественной бронетехнике отсутствие какой-либо стандартизации или взаимозаменяемости деталей, агрегатов и узлов. Самое интересное, что наши конструкторы либо по незнанию (что кажется сомнительным), либо преднамеренно (что более вероятно) не использовали положительный опыт коллег из других КБ. Например, все операции по запуску подогревателя на танке Т-64 осуществляются с места механика-водителя (кроме открытия лючка подогревателя, он открывается механиком-водителем еще до посадки в танк). На Т-72 механику для того, чтобы запустить подогреватель, надо еще, кроме всего, залезть на место командира и там открыть топливный кран. При этом конструкция подогревателей на обоих танках практически одинакова.
Еще один пример - расположение кнопок дальномера на пультах управления наводчика. На Т-64Б и Т-80Б левая кнопка для замера дальности, правая для сброса. На Т-72А все с точностью до наоборот.
В целом использование на танках Т-72 хорошо зарекомендовавшего себя у танкистов V-образного четырехтактного двигателя В-46, а также некоторых элементов ходовой части, отработанных еще на танках Т-54, Т-55 и Т-62, высокие боевые, технические и другие характеристики обусловили популярность этих машин как в нашей стране, так и за рубежом, в тех странах, куда они поставлялись и где выпускались по лицензии.
Характеристики боеприпасов, применяемых для 125-мм танковых пушек танков Т-72
Индекс выстрела |
Индекс снаряда |
Тип снаряда |
Вес выстрела |
Вес снаряда |
Бронепробиваемость на Д= 2000 м, при угле встречи 60° |
3ВБМЗ |
3БМ9 |
БПС |
19,5 кг |
3,6 кг |
150 мм |
3ВБМб |
3БМ12 |
БПС |
19,7 кг |
3,8 кг |
150 мм |
3ВБМ7 |
3БМ15 |
БПС |
19,7 кг |
3,8 кг |
150 мм |
3ВБМ8 |
3БМ17 |
БПС |
19,7 кг |
3,8 кг |
150 мм |
3ВБМ9 |
3БМ22 |
БПС |
20,2 кг |
6,9 кг |
250 мм |
3ВБМ13 |
3БМ32 |
БПС |
20,4 кг |
7,1 кг |
250 мм |
3ВБМ17 |
3БМ42 |
БПС |
20,4 кг |
7,1 кг |
250 мм |
3ВП6 |
3П6 |
Практ. БПС |
18,5 кг |
5,2 кг |
- |
3ВБК7 |
3БК12 |
КС |
28,5 кг |
19,0 кг |
220 мм |
3ВБК7 |
3БК12М |
КС |
28,5 кг |
19,0 кг |
220 мм |
3ВБК10 |
3БК14М |
КС |
28,5 кг |
19,0 кг |
220 мм |
3ВБК16 |
3БК18М |
КС |
28,5 кг |
19,0 кг |
260 мм |
3ВБК17 |
3БК21Б |
КС |
29,0 кг |
19,5 кг |
260 мм |
3ВБК25 |
3БК29 |
КС |
28,4 кг |
18,9 кг |
300 мм за ДЗ |
3ВП5 |
3П111 |
Практ. КС |
28,5 кг |
19,0 кг |
- |
3ВОФ22 |
3ОФ19 |
ОФС |
33,0 кг |
23,0 кг |
- |
3ВОФ36 |
3ОФ26 |
ОФС |
33,2 кг |
23,2 кг |
- |
3УБК14 |
9М119 |
ТУР |
28 кг |
- |
350 мм |