Предыдущая Оглавление Следующая

T-72056.jpg

Танки Т-72А одной из учебных частей с установленным ОПВТ. Вместо воздухопитающей трубы установлена труба-лаз.

Т-72, как и все наши танки, не отличается особым комфортом. Так, например, калорифер обогрева боевого отделения в зимнее время эффективен только в том случае, когда все люки танка закрыты. При совершении же марша люк механика-водителя, а также командира (особенно если командир танка является и командиром подразделения), как правило, открыты. И все тепло, создаваемое небольшим калорифером, выдувается в считанные секунды. Поэтому умудренные опытом танкисты в районах с суровым климатом шили из брезента специальный чулок, который одним концом крепился к крыше моторно-трансмиссионного отделения, в том месте, где выходил наружу воздух, протянутый вентилятором через радиаторы, а другим концом - в люк для выброса поддонов. Таким образом обеспечивалась подача горячего воздуха внутрь танка, чем и решалась проблема обогрева экипажа на марше, чего, опять же, невозможно было сделать на «шестьдесятчетверках»: там нет вентилятора. Правда, было здесь и одно «но»: воздух-то этот проходил через МТО и все пары топлива и масла, образующиеся там при работе двигателя и его агрегатов, летели в боевое отделение. После совершения 100 км марша зимой на Урале с использованием только что описанной системы обогрева наши лица были похожими на лица кочегаров, зато без обморожений.

Меня всегда удивляло в отечественной бронетехнике отсутствие какой-либо стандартизации или взаимозаменяемости деталей, агрегатов и узлов. Самое интересное, что наши конструкторы либо по незнанию (что кажется сомнительным), либо преднамеренно (что более вероятно) не использовали положительный опыт коллег из других КБ. Например, все операции по запуску подогревателя на танке Т-64 осуществляются с места механика-водителя (кроме открытия лючка подогревателя, он открывается механиком-водителем еще до посадки в танк). На Т-72 механику для того, чтобы запустить подогреватель, надо еще, кроме всего, залезть на место командира и там открыть топливный кран. При этом конструкция подогревателей на обоих танках практически одинакова.

Еще один пример - расположение кнопок дальномера на пультах управления наводчика. На Т-64Б и Т-80Б левая кнопка для замера дальности, правая для сброса. На Т-72А все с точностью до наоборот.

В целом использование на танках Т-72 хорошо зарекомендовавшего себя у танкистов V-образного четырехтактного двигателя В-46, а также некоторых элементов ходовой части, отработанных еще на танках Т-54, Т-55 и Т-62, высокие боевые, технические и другие характеристики обусловили популярность этих машин как в нашей стране, так и за рубежом, в тех странах, куда они поставлялись и где выпускались по лицензии.                

Характеристики боеприпасов, применяемых для 125-мм танковых пушек танков Т-72

Индекс выстрела

Индекс снаряда

Тип снаряда

Вес выстрела

Вес снаряда

Бронепробиваемость на Д= 2000 м, при угле встречи 60°

3ВБМЗ

3БМ9

БПС

19,5 кг

3,6 кг

150 мм

3ВБМб

3БМ12

БПС

19,7 кг

3,8 кг

150 мм

3ВБМ7

3БМ15

БПС

19,7 кг

3,8 кг

150 мм

3ВБМ8

3БМ17

БПС

19,7 кг

3,8 кг

150 мм

3ВБМ9

3БМ22

БПС

20,2 кг

6,9 кг

250 мм

3ВБМ13

3БМ32

БПС

20,4 кг

7,1 кг

250 мм

3ВБМ17

3БМ42

БПС

20,4 кг

7,1 кг

250 мм

3ВП6

3П6

Практ. БПС

18,5 кг

5,2 кг

-

3ВБК7

3БК12

КС

28,5 кг

19,0 кг

220 мм

3ВБК7

3БК12М

КС

28,5 кг

19,0 кг

220 мм

3ВБК10

3БК14М

КС

28,5 кг

19,0 кг

220 мм

3ВБК16

3БК18М

КС

28,5 кг

19,0 кг

260 мм

3ВБК17

3БК21Б

КС

29,0 кг

19,5 кг

260 мм

3ВБК25

3БК29

КС

28,4 кг

18,9 кг

300 мм за ДЗ

3ВП5

3П111

Практ. КС

28,5 кг

19,0 кг

-

3ВОФ22

3ОФ19

ОФС

33,0 кг

23,0 кг

-

3ВОФ36

3ОФ26

ОФС

33,2 кг

23,2 кг

-

3УБК14

9М119

ТУР

28 кг

-

350 мм

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz