Установка ВСУ на левой надгусеничной полке танка.
Кроме основной силовой установки модернизированный танк оснащен и вспомогательной силовой установкой (ВСУ), предназначенной для питания потребителей электроэнергии на стоянке, когда основной двигатель отключен. Это не только существенно снижает потребление ГСМ и экономит ресурс основного двигателя, но и значительно снижает заметность танка в ИК-диапазоне.
ВСУ (например, АП-18Е1Ж) разработана ОАО «СКБ «Турбина» на базе серийно выпускаемых энергоагрегатов ГТА-18А и АП-18Д, которые более 10 лет находятся на оснащении боевых машин российской армии и показали высокие функциональные возможности и надежность.
АП-18Е1Ж комплектуется турбодетандерной кондиционерной приставкой, система кондиционирования работает без какого-либо хладагента в замкнутом цикле, т.е. воздух из обитаемого отделения после охлаждения или подогрева в кондиционерной приставке подается обратно в обитаемое отделение
Система автоматического переключения передач модернизированного танка обеспечивает:
- автоматическое переключение передач ступенчатой трансмиссии танка в зависимости от условий движения, режима работы двигателя и действий механика-водителя;
- повышение разгонных характеристик танка;
- увеличение средних скоростей движения;
- выбор скорости движения с использованием педали подачи топлива и тормоза;
- уменьшение физических нагрузок на механика-водителя, особенно на длительных маршах при движении в колонне.
Система позволяет без изменения существующей конструкции ступенчатой трансмиссии обеспечивать автоматическое переключение передач, что повышает КПД трансмиссии и улучшает динамические свойства танка. Возможность перехода на ручной режим управления сохранена, время переключения передач — 0,5 с. Для механика-водителя улучшены и условия наблюдения. Теперь в его распоряжении имеется трехканальный прибор наблюдения ТВН-10, обеспечивающий возможность круглосуточного и всепогодного вождения танка за счет использования трех каналов получения информации. Он включает призменный канал прямого наблюдения, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы. Оба канала имеют поле зрения в горизонтальной плоскости порядка 50°, в вертикальной плоскости — 37°.
Тепловизионный прибор для вождения обладает такими преимуществами по сравнению с существующими дневными и ночными приборами, как независимость от уровня ЕНО (естественное ночное освещение): обеспечивается функционирование при любой внешней освещенности при использовании спектрального диапазона 8—14 мкм, а также способность видеть через туман, дым и пыль, что особенно актуально при движении танковой колонны по сухим летним грунтовым дорогам.
Командная управляемость
В настоящее время в мире последовательно внедряется концепция «цифрового поля боя», основанная на применении современных информационных технологий не только на уровне управления войсками, но и в подразделениях тактического звена. Использование сетевых решений для управления и передачи информации между боевыми подразделениями требует оснащения каждой боевой единицы компьютерной системой сбора и передачи информации. Благодаря подобной системе танк может быть интегрирован в единую командную систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ).
![]() |
![]() |
Избиратель переключения положения передач с электроприводом и автомат переключения передач. | Радиостанция Р-168-25У. |
Это значительно повышает возможность оценивания тактической ситуации, что позволяет танковым подразделениям реагировать на нее более оперативно, а также снижает загруженность членов экипажа и вероятность ошибочной стрельбы «по своим».
Для улучшения командной управляемости установлена новая радиостанция Р-168 и спутниковая навигационная система. Аппаратура спутниковой навигации основана на системах ГЛОНАСС и NAVSTAR.
Технические характеристики системы топографического ориентирования (СТО)
Наименование параметра |
Значение |
Погрешность определения координат при использовании автономной системы |
0,6% от пройденного пути |
Погрешность определения координат при использовании автономной системы, комплексированной со спутниковой навигационной системой (СНС) |
30 м |
Точность отображения местоположения объекта на электронной карте |
1 мм |
Потребляемая мощность |
Не более 300 Вт |
Количество приборов СТО |
З шт. |
Вес СТО |
22 кг |