![]() |
![]() |
Основной танк Т-72БМ. Вид на правую сторону башни и лобовую часть корпуса. |
Левая сторона башни Т-72БМ. |
КУО усовершенствовали для работы совместно с автоматом заряжания, который несколько отличался от механизма заряжания Т-80У и Т-80УД. Доработанный комплекс получил обозначение 1А45Т. В январе 1989 г. танк «объект 188» (так назывался опытный вариант модернизированной машины) был представлен на государственные испытания. Испытания подтвердили высокую надежность нового танка, присущую всем машинам Уралвагонзавода. В течение полутора лет машину обкатывали недалеко от Москвы, в Сибири и в Средней Азии, а также на полигоне Уралвагонзавода. Танки испытывались на предельных режимах. Опытные машины прошли более 14000 км, т.е. межремонтный цикл до капитального ремонта без каких бы то ни было серьезных поломок и отказов (подробнее об испытаниях я расскажу несколько позже).
27 марта 1991 г. совместным решением Министерств обороны и оборонной промышленности танк был рекомендован для принятия на вооружение. Однако последующая политическая неразбериха и полученные результаты боевого применения танков Т-72 в ходе операции «Буря в пустыне» не дали возможности вынести окончательное решение. В декабре 1991 г. перестал существовать Советский Союз. Несмотря на то что иракские Т-72 во время операции «Буря в пустыне» в большинстве случаев уничтожались американцами путем сосредоточения на них огня различных средств, включая корабельную артиллерию и авиацию (всего за время этой операции боевые повреждения, выведшие танки из строя, получили только 14 иракских Т-722), в КБ УВЗ было решено повысить эффективность защиты «объекта 188». На машину установили комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП) ТШУ-1 «Штора-1», способный активно противодействовать самым современным противотанковым средствам. И вновь начались дополнительные испытания. Но уже 30 сентября 1992 г. первый в установочной серии «объект 188» поступил на пробеговые испытания, а 5 октября 1992 г. вышло постановление правительства РФ о принятии на вооружение Российской Армии танка Т-90 («объект 188») и о разрешении продажи за рубеж его экспортного варианта Т-90С. Перед принятием машины на вооружение считалось, что в соответствии с формулировкой в официальных документах «Танк Т-72Б усовершенствованный» будет именоваться Т-72БУ, однако президент России распорядился присвоить ему собственное обозначение Т-90.
По словам главного конструктора Владимира Поткина, Т-90 появился на свет благодаря огромному опыту испытаний и войсковой эксплуатации танков семейства Т-72. Внедрение новейшего оборудования и средств защиты обеспечило степень превосходства экспортной модели Т-90С над экспортным же танком Т-72М1 в зависимости от комплектации 1,93—2,1. Для сравнения: степень превосходства Т-72С по сравнению с тем же Т-72М1 — 1,59. Точные сведения о соотношении боевой эффективности российской модификации Т-90 и Т-72А и Т-72Б не разглашаются, однако очевидно, что они примерно такие же, как и у экспортных машин. Следует отметить еще одну особенность семейства танков Т-90: конструкция идеально приспособлена для постоянного совершенствования боевых характеристик с минимальными затратами.
Среди лучших современных танков элегантный и прагматичный танк Т-90С — самая совершенная конструкция, гармоничная во всем: высочайшая боевая эффективность, приемлемая стоимость и поразительная надежность.
Лобовая часть корпуса Т-72БМ оснащена встроенной динамической защитой.
2 Held M. Warhead hit distribution on main battle tanks in the Gulf War. — J. of Battlefield Techn., v.3, №1, 2000.