Основной танк Т-90С индийского заказа.
Входящая в комплект машины артиллерийская буссоль ПАБ-2М используется для получения дирекционного угла в условиях плохой видимости и при отсутствии видимых ориентиров.
Дополнительный электроагрегат АБ-1-П/28.5-В-У представляет собой вспомогательную генераторную установку с приводом от карбюраторного двигателя. Электроагрегат предназначен для питания потребителей с суммарной мощностью до 1 кВт: средств связи, противопожарного оборудования, подзарядки аккумуляторных батарей и др. во время стоянки при неработающем основном двигателе.
В настоящее время на базе комплексной автоматизированной системы управления огнем артиллерии «Капустник-Б» разработана и прошла испытания автоматизированная система управления огнем и маневром танкового батальона, которая будет устанавливаться на командирские танки. По оценкам специалистов, эта система позволит повысить боевую эффективность танкового подразделения в два— четыре раза.
До того как машина, будь то танк, самолет или автомобиль, поступит на вооружение, ей приходится пройти через обширнейшую программу испытаний. Порой эта программа настолько сложная, что даже видавшие все в своей практике испытатели сомневаются, что машина сможет такое выдержать. О том, что испытания любого оружия в нашей стране настолько сложны, говорит, например, такой факт: ни один образец стрелкового оружия стран запада не прошел испытаний в соответствии с программой, принятой в России. Об этом мне рассказывали конструкторы российского оружия из Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочМаш, г. Климовск). То же самое можно сказать и об испытаниях бронетанковой техники.
Для того чтобы читателю было более понятно, что приходится «пережить» технике во время испытаний, необходимо сказать несколько слов и о тех, кто испытывает эту технику. Так сложилось, что с некоторыми из них мне пришлось служить во время моей командировки в ОАЭ, например с подполковником Виктором Шулеповым и прапорщиком Василием Ефстафьевым — испытателями Центрального научно-исследовательского института бронетанкового вооружения и техники (ЦНИИ БТВТ). Это очень грамотные в техническом отношении специалисты, горячо любящие свое дело. За плечами у большинства испытателей богатый опыт, долгие годы службы в бронетанковых войсках и инженерный факультет Военной академии бронетанковых войск. Но что отличает их от обычных войсковых танкистов, как они мне сами рассказывали, — это «сделать так, чтобы техника все-таки сломалась». При этом надо представить состояние этих людей, которые, с одной стороны, осознают, что им доверена очень дорогая техника, в которую вложен труд тысяч людей. С другой стороны, они понимают и то, что лучше будет, если она выйдет из строя все же на испытательном полигоне, а не на поле боя, что может привести к гибели людей.
Танк Т-90 начал проходить государственные полигонные испытания с января 1989 г. В течение полутора лет машину обкатывали на полигонах Уралвагонзавода, Московской области, Сибири и Средней Азии. В конце 1960— 1970-х гг. в СССР с целью испытаний различных образцов танков устраивались пробеги машин протяженностью по 10000 км по различным регионам. В то время их называли «звездные пробеги» или иногда в шутку «тараканьи бега». К началу испытаний Т-90 уже не было возможности устраивать широкомасштабные пробеги, но шуточное название за ними закрепилось.
Обучение индийских специалистов на Солнечногорском полигоне.