Предыдущая Оглавление Следующая

T90_2074.jpg

В СТРОЮ

К сожалению, в нашей армии танков Т-90 не так уж и много и мне самому не довелось послужить на этой замечательной машине. Поэтому здесь мне остается только сослаться на высказывания тех танкистов, которым посчастливилось эксплуатировать этот танк в войсках.

Первыми войсковую эксплуатацию Т-90 осваивали танкисты одного из танковых полков 21-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой дивизии Сибирского военного округа. В середине 1990-х гг. эти машины также поступили на вооружение и 5-й гвардейской Донской танковой дивизии, дислоцированной в Бурятии. Надо сразу отметить, что условия эксплуатации в местах дислокации этих соединений отнюдь не простые. В Бурятии мне пришлось служить, и каково там эксплуатировать бронетанковую технику, я знаю. Зимой температура воздуха падает до -47°С, летом днем доходит до +45°С. При этом летом суточный перепад температур может составлять 40°. Каменистый грунт не прибавляет ресурса ходовой части.

Но вот какие отзывы дает о качествах Т-90 старший прапорщик С. Шклярук, ранее имевший дело со многими советскими и российскими танками: «Это самая надежная из всех известных мне машин. Сколько проблем испытывали мои коллеги с газотурбинным двигателем! Особенно на песчаной местности. А этой машине хоть бы что! Ни холод, ни жара не страшны. Ее вовремя грамотно обслужи, отрегулируй годами горя не будешь знать. С этой машиной мы уже пятый год вместе. Около 5000 км прошли».

А вот еще одно мнение. Младший сержант Д. Домброван: «Она настолько умная, что даже исправляет ошибки неопытного механика-водителя. Передачу в непоследовательности переключить не позволит, забыл, что у тебя подогреватель работает, — отключит, недостаточный уровень смазки зуммером в шлемофоне напомнит».

Что к этому я еще могу добавить?

Т-90 НА ФОНЕ «СОВРЕМЕННИКОВ»

В наше время, когда на международном рынке вооружений идет жесточайшая конкурентная борьба, интересно сравнить возможности представляемых производителями аналогичных образцов. Наиболее вероятным противником Т-90С на поле боя может стать украинский Т-80УД, состоящий на вооружении армии Пакистана. Но я не буду уделять много внимания сравнению этих двух машин. Их характеристики во многом совпадают, так как созданы они практически одной школой танкостроения — советской. Танки имеют одинаковый уровень защиты, один и тот же комплекс вооружения, за исключением автомата заряжания. Отличаются Т-90С и Т-80УД ходовой частью и силовой установкой. Большая часть поставленных из Украины в Пакистан танков имеет пушку, произведенную еще в России, да и до 60% других узлов и деталей на них также российского производства. И только небольшая последняя партия машин, отправленных в Пакистан, собрана полностью из украинских деталей.

Одними из основных конкурентов Т-90С на международном рынке вооружений также являются американские танки «Абрамс» М1А1НА и М1А2, немецкий «Леопард-2А5», французский «Леклерк».

Опытный экземпляр танка М1А1НА вышел на испытательный полигон в 1988 г. и поступил на вооружение армии США в следующем году. Вариант М1А2 испытывался в 1990—1992 гг., затем было выпущено 106 машин. Кроме того, в 1990-е гг. до уровня М1А2 было модернизировано значительное количество танков М1А1.

Сегодня одним из важнейших качеств танка за рубежом считается его способность противостоять средствам поражения противника. Оценить защищенность машины сравнением толщины брони уже невозможно: броневая защита стала многослойной, с разными углами наклона. Для защиты используются обедненный уран («Абрамс» М1А1НА) или встроенная динамическая защита (Т-90С, Т-80У, Т-80УД). Остается одно — сравнить реальную способность выдерживать обстрел различными боеприпасами.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz