Предыдущая Оглавление Следующая

T90_2073.jpg 

В 2000 г. российский танк Т-90С участвовал в международном тендере в Малайзии.

В связи с этим Т-90С участвовал в международном тендере в Малайзии. Кроме нашей машины в тендере принимали участие польский танк РТ-91 (вариант отечественного Т-72М), украинский Т-84 и шведский легкий танк CV90120. Испытания прошли с 19 июня по 21 августа 2000 г., не самое прохладное время для этой страны, если учесть, что она расположена всего в двух градусах широты от экватора. Цель испытаний заключалась в проверке подвижности и эксплуатационной надежности на поле боя применительно к местным условиям. Всего машинам пришлось пройти 2800 км по трассе, проложенной через джунгли, горную местность, там были длинные подъемы крутизной в 25°, болота, водные препятствия. Двигались танки по песчаным берегам и рисовым полям. Малазийские военные, прокладывавшие трассу, были абсолютно уверены, что ни один танк ее не преодолеет. Но они ошиблись. Российский Т-90С (а ему, если помните, еще пришлось до этого пробежаться пару тысяч километров по пустыне Тар в Индии) с этой «непосильной» задачей успешно справился.

Случались и поломки на трассе. Перегрелся двигатель. Но как мне сказали в ЦНИИ БТВТ в Кубинке, сделано это было нарочно. Да и действительно, трудно представить себе, чтобы сидевший за рычагами опытный механик-испытатель не заметил рост температуры, да еще при наличии системы аварийной сигнализации. Тогда напрашивается вопрос: «А для чего это было сделано? » Ответ прост: для того чтобы показать уникальную ремонтопригодность машины. Никто даже и подумать, и представить не мог, что российский экипаж: в условиях джунглей в течение четырех часов при помощи двух пальм и джутового каната извлечет из танка двигатель, отремонтирует его, потом опять установит и продолжит движение.

По завершении пробега этот двигатель был проверен малазийским персоналом во время специального пробега, продолжавшегося более девяти часов. Надежность Т-90С удивила всех малазийских старших офицеров, которые были связаны с испытаниями. Все остальные машины, участвующие в этом тендере и выходившие по каким-либо причинам из строя, для ремонта отправлялись в специальные мастерские, в полевых условиях восстановлению они не подлежали.

В государственном аэропорту Теренгджану Т-90С показал максимальную скорость движения 65 км/ч (хотя в ТТХ указывается всего 60 км/ч) и достиг скорости 30 км/ч с места за 30 с. Танк также успешно преодолевал специальные противотанковые препятствия, устроенные на болотах, броды глубиной 1,8 м и метровые вертикальные стенки, сделанные из бетона, так же как и водные преграды глубиной 5 м после 15-минутной подготовки. Демонстрировались и высокие сцепные качества ходовой части танка Машина устанавливалась на тормоз на склоне крутизной 30°, где так и стояла в течение часа, никуда не скатываясь, в отличие от других машин.

Двум группам малазийских танкистов (включавших пять механиков-водителей и нескольких командиров танков) отобранным для оценки Т-90С, понадобилось всего шесть дней, чтобы самостоятельно ознакомиться с управлением машины и системами управления огнем и связи, из них два дня ушло на теорию и четыре дня — на практическое ознакомление.

Поскольку Малайзия не имеет подходящего полигона для стрельбы, оценка огневой мощи Т-90С не могла проводиться в стране. Командующему сухопутными войсками Малайзии генералу Дат Хашим Бин Хуссейну продемонстрировали огневые возможности Т-90С на полигоне в подмосковной Кубинке. Там же или на любом другом полигоне российское руководство предлагало провести испытания вооружения танка. Предположительно они должны были состояться летом 2002 г. Однако этого так и не произошло. В апреле 2002 г. правительство Малайзии решило приобрести танки в Польше. Почему так произошло министр обороны Малайзии господин Наджиб Тун Разак мне так и не ответил. Зато начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России генерал-полковник Сергей Маев накануне этого события предостерегал: «Заказчики, которые покупают у других стран модернизированную советскую технику, даже не представляют, с чем им придется столкнуться. В погоне за быстрой прибылью производители, модернизирующие технику нашего производства, улучшая какой-то один показатель, ухудшают всю конструкцию в целом. Мы же проводим модернизацию в комплексе, зная особенности конструкции машины, все ее достоинства и недостатки»2.


2 Armour is strong, and fast are our tanks. Interv, with Sergey Mayev, Colonel-General, Chief, At Automotive and Armour Directorate, Russian Defens Ministry. ARMS. Russian defence technolog magazine. 2002. № 2 (9).

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz