После завершения всей программы испытаний 27 марта 1991 г. совместным решением Министерств обороны и оборонной промышленности танк был рекомендован для принятия на вооружение. Однако из-за последовавших в том же году политической чехарды и развала СССР постановление правительства РФ о принятии на вооружение уже Российской Армии танка Т-90 и о разрешении продажи за рубеж его экспортного варианта Т-90С вышло только в октябре 1992 г.
Если имеется экспортный вариант танка и разрешена его продажа за рубеж, то, естественно, следуют и переговоры, показы и новые испытания машины, только теперь уже по программам потенциальных заказчиков. Выиграть тендер на поставку образца бронетанковой техники за рубеж в нынешнее время не так-то просто. Здесь, к сожалению, не все и не всегда решают технические характеристики машин. Чаще переплетаются политические и экономические интересы государств, а иногда и интересы отдельных чиновников. Так, например, уже ни для кого не секрет, что решение о закупке для армии ОАЭ французских танков «Леклерк» было принято благодаря даче крупной взятки одному из высокопоставленных арабских военных. Зачастую и российские чиновники становятся лоббистами определенной промышленной группы и стремятся не столько защитить интересы страны на мировом рынке, сколько не допустить продажи техники «невыгодными» для них предприятиями. Даже разрешенная к продаже за рубеж экспортная модель Т-90С в течение пяти лет не допускалась на международные выставки вооружений. В 1997 г. руководству Уралвагонзавода удалось добиться разрешения на демонстрацию Т-90С на выставке IDEX-97 в Абу-Даби. Однако оказалось, что некоторые чиновники от компании «Росвооружение» «забыли» предоставить организаторам выставки информацию об этой машине. В результате танк Т-90С, привезенный на выставку, официально не был включен в ее программу. Правда, машина участвовала в показах на танкодроме выставки и выступила очень эффектно, в чем я смог убедиться лично. Остается только догадываться, каких средств и сил стоило руководству Уралвагонзавода организовать демонстрацию своей продукции на этой выставке. Как бы там ни было, но на танк обратили внимание иностранные специалисты.
В Малайзии российский Т-90С успешно преодолел сложнейшую трассу, проложенную через джунгли, горную местность, преодолевая длинные подъемы крутизной в 25°, болота и водные препятствия.
С 1998 г. начались переговоры России и Индии о поставке новой российской бронетанковой техники и о приобретении в последующем этой страной лицензии на самостоятельное производство закупленных танков. Выбор пал на Т-90С не случайно. К этому времени Индия уже освоила выпуск лицензионных танков Т-72М1. В связи с этим закупка и освоение производства по лицензии Т-90С представлялись наиболее приемлемым решением, ведь многие детали, узлы и агрегаты экспортного Т-90 были взаимозаменяемыми с Т-72М1. Но принятию такого решения индийским правительством предшествовали новые испытания машин, теперь они проводились уже индийскими военными. Летом 1999 г. проверке подвергли три танка. То, что им пришлось вынести в пустыне Тар, где дневные температуры воздуха доходили до + 53°С, а ночные опускались всего только до + 30°С, и все это при полном отсутствии дорог, вряд ли выдержит какая-либо другая боевая машина в мире. Так, например, бригада танков М1А1 «Абрамс» (58 единиц) за три дня передвижений по пескам во время операции «Буря в пустыне» потеряла 16 машин в результате выхода из строя двигателя. Зато Т-90С преодолели в пустыне Тар более 2000 км без всяких проблем. После завершения этого пробега один из Т-90С прошел техобслуживание и был отправлен в Малайзию на выставку DSA-2000, где после нее вновь ушел в пробег, на этот раз по сырым и душным тропическим джунглям и рисовым полям.
Российский генерал-лейтенант Юрий Коваленко, являвшийся консультантом-руководителем испытаний Т-90С в Индии в 1999 г., отметил: «Индийские специалисты быстро освоились в боевом отделении танка. После нескольких тренировок они уже уверенно работали с приборами прицеливания и наблюдения, тепловизором. Одним из первых место за пультом наводчика занял индийский генерал-лейтенант Капур. Выпущенные им подкалиберные снаряды буквально насквозь прошивали выставленные вместо мишеней танки на дальности 2500—3000 м». Офицерам одного из бронетанковых корпусов индийской армии потребовалось всего 20 мин, чтобы ознакомиться с Т-90С и затем успешно выполнить упражнение, в ходе которого были поражены все четыре цели при стрельбе ночью на дальности 3100 м и температуре воздуха + 47°С.
Позднее, при испытаниях защищенности машины, корпус и башню танка на глазах индийской делегации обстреливали с дистанции менее 100 м! В результате броня так и не была пробита, повреждения получил только слой ВДЗ, а машина своим ходом пришла на исходную позицию.
После этого военный атташе при Посольстве Индии в Москве бригадный генерал Д. Сингх заявил: «По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания».
После испытаний в Индии последовал еще ряд переговоров, прежде чем индийским правительством было принято окончательное решение о закупке российских танков. В настоящее время из России уже поставлены все 186 Т-90С, которые сразу же направили на индийско-пакистанскую границу. Остальные 124 танка в соответствии с контрактом производятся в Индии по лицензии.
Крупные контракты на продажу за рубеж танков Т-90С, такие как договор о поставке 310 танков в Индию, имеют особое значение для Уралвагонзавода. В течение 1990-х гг. предприятие продало немалое количество танков, например в Иран. Но это были «семьдесятдвойки». Контракт на поставку индийской армии Т-90С крайне важен еще и потому, что он делает новые танки более доступными для Российской Армии. Прежние малые объемы выпуска Т-90 стали причиной их высокой себестоимости. Крупная партия машин, поставленных на экспорт, резко снижает затраты в расчете на один танк. Для удешевления производства вооружений эта практика широко используется во всем мире. Так, например, только за счет экспорта на 57% снизилась стоимость немецкого танка «Леопард». «Чтобы позволить себе иметь нужное количество этих дорогостоящих машин и поддерживать собственную танкостроительную промышленность, государству жизненно необходимо разделить с кем-либо стоимость работ. Единственным способом сделать это является экспорт танков платежеспособным странам», — так рассуждает автор британской книги о современных танках А. Рассел.