Владимир Щербаков
В многонациональной истории ВМФ стран мира и эксплуатировавшейся или эксплуатируемой ими военно-морской техники и вооружения есть корабли, которые достойны особого упоминания — из-за того вклада, который они и их создатели внесли в процесс развития средств и способов вооруженной борьбы на море. Безусловно, к таким, без преувеличения, кораблям-легендам можно отнести и американский атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» — первый атомный авианосец в мире и вообще первый надводный (боевой) корабль с атомной энергетической установкой (первое мирное атомное судно построили в Советском Союзе — им стал атомный ледокол «Ленин»). Тем печальнее становится, когда о нем выходят не совсем проверенные материалы наподобие монографии А.А. Чечина, Н.Н. Околелова и С.Е. Шумилина под названием «Атомный авианосец Enterprise: история, конструкция, авиационное вооружение», которая вышла в восьмом номере «Морской коллекции» за 2006 г. В другой раз такое произведение было бы отложено в сторону и оставлено без внимания, однако все же пришлось взять на себя труд поделиться своими мыслями с читателями, потому как сам публикую обширный материал по этому же кораблю в данном журнале.
Уже с первой страницы «истории корабля» на головы читателей начинает «сыпаться» не особо достоверная информация вроде непонятно откуда взявшегося сокращения «ФАС — фазированная антенная система» (хотя принято употреблять аббревиатуру ФАР — фазированная антенная решетка, а «антенная решетка» и «антенная система» — совершенно разные вещи) или обозначения «Энтерпрайза» в предисловии как «атомного ударного авианосца» (хотя таковым он был только в самом своем начале, но уже длительное время такого термина, как «атомный ударный авианосец», в ВМС США нет — все авианосцы переклассифицированы в «многоцелевые»). Дань истории, конечно, — вещь хорошая, но мы же не называем нынешнюю Россию РСФСР, хотя они и совпадают в границах, ведь статус этого территориального образования уже изменился.
Также спорным является расшифровка аббревиатуры СУО как «система управления оружием», тогда как в современном военном языке употребляется «система управления огнем».
Далее мы читаем такое утверждение: «Только они (речь идет об авианосных соединениях) способны обеспечить господство на море и в воздушном пространстве, содействовать морским десантным операциям, перебрасывать войсковые контингент и решать другие оперативные задачи». Здесь мне пришлось открыть для себя новую ипостась авианосцев — что только они могут перебрасывать войсковые контингенты. Да и вообще, что они предназначены для этого! Ранее я наивно предполагал, что основная задача авианосцев — базирование на них авиации и обеспечение ее боевого применения, а переброской войсковых контингентов занимаются транспортные суда и десантные корабли.