Оглавление Следующая

"ПЭТРИОТ" - СИМВОЛ ЛИДЕРА

Владимир Коровин

ZRPtr001.jpg

Начало работы по зенитному ракетному комплексу средней дальности «Патриот» следует отнести к 1961 г., когда армия США приступила к рассмотрению программы создания системы, предназначенной для защиты воинских подразделений от ударов баллистических ракет. Эта программа получила обозначение Field Army Ballistic Missile Defense System и в дальнейшем трансформировалась в программу Army Air Defense System-1970, а затем в SAM-D (surface-to-air missile-development), которая в первую очередь предназначалась для создания средств защиты крупных административно-промышленных центров, военно-морских и военно-воздушных баз от всех существующих средств воздушного нападения.

В 1963 г. основной целью программы стал поиск возможностей для замены ЗРК «Найк-Геркулес» и «Хок», находившихся на вооружении армии США. Как отмечалось в те годы, новая система должна была удовлетворять двум основным критериям. Во-первых, для ее работы и обслуживания требовался минимум персонала и оборудования, что объяснялось необходимостью сокращения затрат на обеспечение ее жизненного цикла. Во-вторых, эффективность системы должна была соответствовать уровню угроз, появление которых ожидалось в 1970-е гг., в частности — отражать налеты истребителей-бомбардировщиков класса F-111, оснащенных обычным или ядерным оружием, способных летать со сверхзвуковыми скоростями на малой высоте. Кроме того, к системе предъявлялись требования высокой мобильности и возможности перевозки по воздуху на транспортных самолетах типа С-141.

Эти требования были выдвинуты, чтобы преодолеть серьезные недостатки, выявленные при эксплуатации систем «Найк-Геркулес» и «Хок», главными неудобствами которых были большое количество компонентов и сопутствующая этому сложность обслуживания, требовавшая наличия высококвалифицированного и, следовательно, высокооплачиваемого персонала. Еще одним недостатком этих одноканальных систем стала их ограниченная способность поражения нескольких целей, относительная простота «насыщения» их атакующими самолетами и ракетами, а также слабая защищенность от воздействия средств РЭБ, рост эффективности которых ожидался в самые ближайшие годы. Таким образом, в соответствии с предъявленными требованиями предстояло создать мобильную ракетную систему, имеющую высокий темп стрельбы и высокую вероятность поражения цели одной ракетой.

В октябре 1964 г., подготавливая требования для системы, командование армии США провело исследование, направленное на создание системы ПВО, способной отражать атаки самолетов, летящих на малых и больших высотах, а также тактических баллистических ракет. Впрочем, последнее требование в дальнейшем было значительно снижено как по причинам высокой стоимости решения этой задачи, так и по политическим мотивам. Параллельно с этим исследованием три фирмы — «Рэйтеон», «Хьюз Эйркрафт» и RCA — приступили к разработке основных компонентов системы на конкурсной основе. Одновременно рассматривалась возможность использования основных элементов SAM-D для корабельной системы ПВО ВМФ США ASMS (в дальнейшем получившей название «Иджис») с целью замены системы «Тэлос». Новую разработку также предполагалось использовать в качестве континентальной системы ПВО.

Однако после длительных обсуждений руководители ВМС и армии США пришли к выводу, что универсализация этих систем не обеспечит значительных технических преимуществ и выигрыша по критерию «стоимость—эффективность». В первые месяцы разработки также выяснилось, что требования к новой системе оказались значительно завышены, что позволило самим разработчикам называть ее в кулуарах «сухопутным дредноутом». В свою очередь, после изучения двух вариантов возможной реализации SAM-D — в виде войсковой высокомобильной, транспортируемой на гусеничных самоходных средствах системы или полустационарной, транспортируемой на колесных прицепах, — было принято решение в пользу второго варианта.

В августе 1966 г. все три фирмы-участницы программы получили возможность определить показатели планируемых контрактов на создание SAM-D, и после интенсивного трехмесячного изучения в мае 1967 г. в качестве главного подрядчика создания системы была выбрана фирма «Рэйтеон». В начале 1968 г. армия США заключила с этой фирмой соответствующий контракт. В соответствии с ним готовность опытного образца SAM-D намечалась на конец 1969 г., а принятие на вооружение нового комплекса — в 1973 г.

Первоначальным проектом SAM-D предусматривалось, что система будет многоканальной, т.е. способной одновременно поражать несколько воздушных целей, находящихся на дальностях до 185 км и в максимально широком диапазоне высот — от самых низких до максимальных высот полета самолетов. Дальность стрельбы ЗУР должна была втрое превосходить дальность стрельбы ЗУР MIM-23, использовавшейся в составе ЗРК «Хок».

Уже на ранних стадиях разработки SAM-D элементам системы предполагалось обеспечить качества высокой надежности. С этой целью в составе аппаратуры системы планировалось максимально использовать твердотельные элементы, кроме того, ЗРК решили оснастить встроенной аппаратурой самоконтроля и автоматического отключения неисправных элементов.

Оглавление Следующая