![]() |
![]() |
Компоновка ракеты «Патриот» Hit-To-Kill. |
Прямое попадание ракеты РАСМ в мишень. |
Использование для этой цели ракеты с размерами, близкими к РАС-2, объяснялось ее большей дальностью действия и высотами поражения целей, а установка активной ГСН — возможностью получения в полете уточненных данных о цели, что позволяло выполнять ее перехват на загоризонтных дальностях.
Рекламируя свое предложение, руководители «Рейтеон» сообщили, что «подобная модернизация ракеты имеет малый уровень технического риска, не приводит к изменению массы и размеров ракеты, не требует модернизации аппаратуры наземного оборудования «Патриота» и может быть реализована быстро и успешно, при этом стоимость ракеты будет в четыре раза меньше, чем ракеты РАС-3».
Через два года фирма представила уточненный вариант своей концепции, в соответствии с которым ракета Patriot Hit-To-Kill должна была включать в свой состав двухдиапазонную головку самонаведения, работающую в диапазонах С и Ка, в полуактивном и активном режимах, твердотопливную двигательную установку поперечного управления с четырьмя пропорционально регулируемыми соплами, разработанную «Рейтеон» фокусированную боевую часть массой 45,4 кг, включающую 1270 вольфрамовых стержней общей массой 32 кг, а также маршевую двигательную установку и систему управления, идентичные ракете варианта РАС-2.
![]() |
![]() |
Испытание прототипа двигателя поперечного управления ракеты Hit-To-Kill. |
|
![]() |
Секция наведения ракеты Hit-To-Kill. |
Как отмечалось, ряд предлагаемых элементов Patriot Hit-To-Kill уже прошел стадию отработки в наземных условиях. Так, прототипы двигательной установки поперечного управления были успешно испытаны в 1994 г., а расчетные характеристики ракеты, которых предполагалось достичь в результате ее отработки, использовались для выполнения моделирования процессов перехвата различных воздушных целей. Результаты моделирования показали высокий уровень возможной эффективности новой ракеты, а также значительное расширение зоны ее действия.
Еще одно предложение, связанное с модернизацией ракет «Пэтриот», появилось в 2002 г. Оно касалось применения ранних вариантов зенитных ракет MIM-104 в качестве тактических баллистических ракет. В соответствии с выпущенным армией США пресс-релизом, в настоящее время на хранении находится около 1000 ракет MIM-104, которые не могут быть модернизированы по стандарту РАС-2, но могут использоваться для модернизации с целью их последующего применения в качестве ТБР.
Следует отметить, что в период с 1978 по 1983 г. в соответствии с программой создания разведывательно-ударного авиационно-ракетного комплекса «Ассолт Брейкер» в США уже выполнялась разработка варианта ЗУР «Пэтриот», предполагавшегося для использования в качестве ТБР, предназначенной для поражения бронетехники на удалении до 200 км от линии фронта. Этот вариант ракеты планировалось оснастить самонаводящимися элементами, а для его запуска использовать наземные или авиационные пусковые установки. В те годы по этой программе было выполнено десять пусков ракет, получивших обозначение Т-22.
Очередное предложение о «конвертации» ракет «Пэтриот» было обосновано их возможным использованием в этих целях в Южной Корее, где находится несколько ЗРК «Пэтриот», защищающих Сеул, столичный аэропорт и американские войска. Эти объекты относятся к числу наиболее уязвимых к огню северокорейской реактивной артиллерии, особенно 240-мм установок залпового огня.
Данная концепция получила обозначение PPS (Patriot Precision Strike), и в соответствии с ней комплексы «Пэтриот» могут использовать свои РЛС для определения траекторий полета реактивных снарядов, вычисления местоположения стартовых позиций и для наведения ракет «Пэтриот» на наземную цель. Альтернативным вариантом может явиться определение местоположения целей с помощью армейской РЛС TPQ-36/37. Однако в настоящее время концепция PPS в первую очередь рассматривается с точки зрения придания ЗРК «Пэтриот» способности автономных действий по наземным целям.
Литература
1. Patriot kontra Scud, J.Gruszczynski, E.Rybak, 1996.
2. Журналы «Зарубежное военное обозрение».
3. Журналы Flight International.
4. Журналы Aviation Week & Space Technology.
5. Журналы Jane's Missiles & Rockets.
6. Журналы International Defense Review.
7. Журналы Armada International.
8. Материалы пресс-служб компаний «Рейтеон», «Локхид-Мартин» и «Боинг».
9. Материалы пресс-служб Агентства по ПРО США, ВВС США и армии США.