Тактико-технические характеристики 105-мм гаубиц |
|||
le.F.H.16 |
le.F.H.18 |
le.F.H. 18/40 |
|
Длина ствола, мм |
2310 |
2941 |
2940* |
Длина нарезной части ствола, мм |
1878 |
2392 |
2392 |
Угол вертикальной наводки |
-10°, +40° |
-5°, +42° |
-5°, +42° |
Угол горизонтальной наводки |
4° |
56° |
56° |
Скорострельность, выстр./мин |
6—8 |
6—8 |
6-8 |
Вес в боевом положении, кг |
1525 |
1985 |
1800 |
Вес в походном положении, кг |
2870 |
3490 |
2900 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
395 |
470 |
540 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
9225 |
10675 |
12325 |
*2710 мм без дульного тормоза. |
Транспортировка гаубицы le.F.H.18 гусеничным тягачом RSO.
Стандартным типом тягача в моторизованных дивизионах 105-мм гаубиц был трехтонный полугусеничный тягач Sd. Kfz.11 (leichter Zugkraftwagen 3t), реже использовался пятитонный Sd. Kfz. 6 (mittlerer Zugkraftwagen 5t). Формируемые с 1942 г. дивизионы РГК комплектовались гусеничными тягачами RSO. Эта машина, простая и дешевая в изготовлении, представляла собой типичный «эрзац» военного времени. Максимальная скорость буксировки гаубиц составляла всего 17 км/ч (против 40 км/ч ля полугусеничных тягачей). К тому же, RSO имел лишь двухместную кабину, поэтому гаубицы буксировались с передком, на котором размещался расчет.
По состоянию на 1 сентября 1939 г. в вермахте насчитывалось 4845 легких гаубиц калибра 105 мм. Основная масса приходилась на орудия le.F.H.18, за исключением некоторого количества старых систем le.F.H.16, а также бывших австрийских и чешских гаубиц. К 1 апреля 1940 г. парк легких гаубиц возрос до 5381 единицы, а к 1 июня 1941 г. — до 7076 (в это число уже включены системы le.F.H. 18M).
К концу войны, несмотря на огромные потери, особенно на Восточном фронте, количество 105-мм гаубиц продолжало оставаться очень большим. К примеру, на 1 мая 1944 г. вермахт располагал 7996 гаубицами, а на 1 декабря — 7372 (правда, в обоих случаях учтены не только буксируемые орудия, но и самоходные 105-мм гаубицы «Веспе»).
Кроме Германии le.F.H.18 и ее варианты состояли на вооружении еще нескольких стран. Выше уже упоминалось о поставках модифицированных орудий в Голландию. Остальные иностранные заказчики получали гаубицы в стандартном исполнении. В частности, боевое крещение le.F.H.18, как и многие другие образцы вооружения и военной техники, прошла в Испании, куда было поставлено некоторое количество этих орудий. Еще до начала войны такие гаубицы были поставлены Венгрии, где получили обозначение 37М. Во время войны le.F.H.18 попали в Финляндию, а также в Словакию (последняя в 1943—1944 гг. получила 45 гаубиц le.F.H.18 для батарей на конной тяге и восемь le.F.H.18/40 для моторизованных батарей).
После войны гаубицы le.F.H.18, le.F.H.18M и le.F.H.18/40 еще длительное время (вплоть до начала 1960-х гг.) состояли на вооружении в Чехословакии, Венгрии, Албании и Югославии. Интересно, что в артиллерийских частях той же Венгрии до конца 1940-х гг. использовалась конная тяга. В Чехословакии же германские гаубицы модернизировали, наложив ствол le.F.H.18/40 на лафет советской 122-мм гаубицы М-30. Такое орудие получило обозначение le.F.H.18/40N.
Легкие гаубицы le.F.H.18 и их усовершенствованные варианты, вне всякого сомнения, сыграли огромную роль в боевых действиях вермахта во время Второй мировой войны. Трудно назвать хоть одно сражение, в котором дивизионы этих орудий не принимали бы участие. Гаубица отличалась надежностью, большой живучестью ствола, составлявшей 8—10 тыс. выстрелов, и простотой обслуживания. В начале войны удовлетворительными были и баллистические характеристики орудия. Но когда вермахт столкнулся с более современным оружием противника (например, с английскими 87,6-мм гаубицами-пушками и советскими 76,2-мм дивизионными пушками), ситуацию удалось улучшить развертыванием массового производства гаубиц le.F.H.18M, а затем и le.F.H.18/40.